Эксклюзивное интервью бакинской газете «Эхо» от 9 апреля 2005 г.

По мнению азербайджанского теолога, для успешного развития республики необходимо правильно сочетать традицию и новацию

- Эльмир-муаллим, еще несколько десятилетий назад казалось, что религия окончательно уступила свои позиции в обществе. Чем можно объяснить всплеск религиозной активности в последние годы?

- Социально-политическая роль религии выросла практически повсеместно, однако движущие факторы этого процесса на Востоке и на Западе различаются. Растущий интерес к религии в западных странах, как нам представляется, является скорее результатом изменения соотношения сил в многовековой борьбе религиозных догматов с достижениями естественных наук. Вспомните, какое яростное сопротивление оказывала Церковь научным открытиям в средние века, и всем известно, чем все это закончилось.

Открытия польского монаха Николая Коперника о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а позднее – Исаака Ньютона, выработавшего систему физических законов, оперируя понятиями массы, силы, скорости и ускорения, убедили ученых в том, что нельзя больше опираться ни на христианские авторитеты, ни на библейские откровения. Последующие научные открытия, недвусмысленно намекавшие на несовершенство библейских текстов, лишь способствовали большему падению на Западе авторитета христианства и религии в целом. Теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая теория и теория "большого взрыва" были приняты за торжество материализма. Это было время пика вражды между представителями Церкви как религиозного института и науки как носителя идеи прогресса.

Во второй половине прошлого века ситуация изменилась, и религия постепенно заняла более гибкую позицию в вопросах политики и развития научной мысли. С другой стороны, общество стало более открытым для идей, противоречащих атеизму и материализму. Начался этап сближения науки с религией. На этом фоне большое значение имело то, что многие научные открытия нашли свое подтверждение в Священных Книгах, - главным образом, в Священном Коране.

Приведу лишь один факт, который довольно редко упоминается учеными. Так, с открытием виртуалистики удалось доказать, что одна реальность может создать другую реальность, существующую в ином пространстве, подчиняющемся законам, отличным от законов существования первоначальной реальности. Это открытие, по сути, свидетельствовавшее в пользу существования у вселенной Творца, стало революционным в современной философской мысли. Одним словом, религиозное знание на Западе превратилось в объект научных изысканий и приобрело множество сторонников среди тех, кто прежде стоял на материалистических позициях.

В то же время на Востоке, особенно в мусульманском мире, религия никогда всерьез не уступала своих позиций. Поэтому исламское возрождение здесь приобрело совершенно иную направленность. С одной стороны, религия была воспринята как средство для сохранения национально-культурных особенностей в обществах, попавших в волну грубой, управляемой "сверху" модернизации. С другой стороны, она все чаще используется как геополитический фактор транснациональными силами, заинтересованными в ослаблении национального государства как такового.

- Какие из этих причин, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на религиозное возрождение в Азербайджане?

- Ислам всегда был составной частью нашей культуры, и, в принципе, такое положение вещей не изменилось даже в период правления советской власти. Сегодня наши соотечественники получили возможность больше узнать о своей религии и культуре, что отчасти определяет растущее влияние ислама в обществе. В таких условиях чрезвычайно важно предоставить людям правдивую информацию об исламе, его смысле и предназначении, и, на наш взгляд, ответственность за это ложится не только на мусульманское духовенство, но и на государство.

Религиозное сознание является важной составляющей общественного сознания, и государство не должно оставаться безразличным к таким вопросам. Полагаю, это никоим образом не противоречит принципу отделения религии от государства. Напротив, такой подход к проблеме лишь дополняет и совершенствует этот принцип государственного устройства. Тем более что в Азербайджане имеют место (хотя и довольно редко) попытки использовать религиозный фактор в политических целях. По большей части они носят характер религиозных спекуляций, направленных на политизацию религии, конечно, не ради самой религии, а скорее в целях вовлечения верующих в политические игры.

Некоторые силы не исключают возможности использовать религиозный фактор для дестабилизации обстановки внутри республики. Однако на сегодняшний день любые такие попытки мне представляются безуспешными, и хочется верить, что в будущем шансы на подобное развитие событий будут еще более призрачными. Большинство верующих в нашей республике сторонятся политики. В таких условиях основной характеристикой религиозного возрождения в Азербайджане является стремление сохранить национальную идентичность перед лицом опасных веяний с Запада. Люди ищут в религии защиту от того духовного разложения, которое охватило отдельные круги наше общества. Прогрессивная и сознательная общественность пришла к пониманию того, что без сохранения культурных традиций и нравственно-этического облика нашей нации невозможно дальнейшее процветание Азербайджана.

- Но ведь традиции тоже меняются. Нужно ли сегодня, в век космических открытий и информационных технологий, цепляться за старое?

- Прежде всего, нужно отметить, что развитие и закрепление традиций – сложный и долгий процесс, который должен протекать в естественных условиях. Стороннее вмешательство в этот процесс может повлечь за собой культурный шок, последствия которого для общества, семьи и личности весьма тяжелы.

Помимо этого, традиции нераздельно связаны с историей нации. Сегодня все народы, проживающие в нашей республике: азербайджанцы, удины, лезгины, курды, талыши, грузины и другие – должны осознать себя единой нацией, объединенной общими радостями и бедами, достижениями и поражениями, общей историей и традицией. Религиозные традиции и обычаи занимают в этом ряду далеко не последнее место.

Конечно, это не означает того, что абсолютно все традиции и обычаи должны быть сохранены. Сегодня Азербайджан решает непростую задачу, пытаясь интегрироваться в глобализированное сообщество. Этот сложный процесс, на наш взгляд, требует динамичного сочетания культурной традиции с либеральными ценностями. Эти ценности необходимы для построения рыночной экономики и открытого общества, обеспечивающего защиту прав человека – самого яркого достижения либерализма.

И если из совокупности идеалов либерализма мы должны принять только те, которые не разрушают культурную самобытность азербайджанского народа и действительно «заряжают» массы на развитие экономики и общества, то из большого многообразия культурных традиций и обычаев нам нужно сохранить те, которые определяют внутренний мир нации и не препятствуют развитию и прогрессу. Иными словами, даже религиозная традиция, какой бы консервативной она ни была, не может и не должна мешать нам стремиться вперед.

Конечно, такой шаг требует от нас большой смелости и готовности признать то, что в нашей собственной традиции есть противоречивые положения и анахронизмы. Однако именно готовность пойти на такой шаг позволяет западным обществам преодолевать внутренний конфликт и постоянно стремиться к самосовершенствованию. Успешное развитие азербайджанского общества невозможно, пока эта задача не будет решаться на всех уровнях, пока прогрессивные взгляды не приживутся среди всех социальных групп. В противном случае интеграция с Западом грозит нам очередным социальным "расколом", который будет намного глубже того, который возник после распада Советского Союза.

- В чем же, по Вашему мнению, заключается социальное предназначение религии в нынешних условиях?

- Религия, как известно, обладает сложившейся на протяжении тысячелетий системой прочных горизонтальных связей, и в силу этого она может и должна быть ориентирована на изменение отношения к насущным проблемам современности. К таковым можно отнести эпидемию СПИДа, проблемы загрязнения окружающей среды и распространения оружия массового уничтожения, торговлю наркотиками и людьми и пр.

Наряду с этим, ислам обладает солидным набором предписаний, способствующих достижению гармонии в обществе. Сегодня это имеет особое значение, поскольку экономическая глобализация привела к появлению "полюсов" богатства и бедности – как в мировом масштабе, так и внутри отдельных стран. В то же время, выполнение такого религиозного предписания, как пожертвования в пользу бедных, может уменьшить социальную напряженность в обществе, создать атмосферу взаимопонимания между бедными и богатыми, облегчить решение многих социальных проблем.

Немаловажным обстоятельством является и внутренняя заряженность религии, – в особенности исламской, – на диалог. Несмотря на то, что в последнее время все чаще предпринимаются попытки представить ислам как религию нетерпимости, подобные обвинения являются несостоятельными. Экстремистские наклонности время от времени проявляются во всех религиях, и ислам в этом отношении не является исключением. Однако подавляющее большинство приверженцев этой веры не только терпимы к последователям других религий, но и готовы к сотрудничеству и диалогу. Примеры этого являются не только достоянием многовековой истории исламской цивилизации, но и существуют по сей день. Толерантность азербайджанского народа, получившая признание даже в самых развитых демократических государствах, является лучшим тому свидетельством.