Эксклюзивное интервью бакинской газете «Эхо» от 1 сентября 2007 г. (публикуется без сокращений).

- Эльмир-муаллим, в России накалились страсти вокруг преподавания «Основ православной культуры» в средних школах. Каково Ваше отношение к этому вопросу?

- В последние годы Русская Православная Церковь предприняло серьёзные попытки расширить своё влияние в обществе. Схожие процессы, кстати, имеют место в Грузии и Армении, где православная и григорианская церкви соответственно пользуются большими привилегиями. Обращение к нравственно-религиозным ценностям присуще многим глобализирующимся обществам, стремящимся сохранить свою культурную самобытность. В России православная церковь довольно долго, планомерно и достаточно эффективно готовилась к такому широкомасштабному наступлению. Сегодня она обладает необходимыми ресурсами для поддержки преподавания основ православия в средних школах по всей стране. Естественно, усилия РПЦ не получают однозначной оценки в обществе. Одни поддерживают преподавание основ христианства как способ противостояния нравственному разложению и нетрадиционным течениям. Другие, и в их числе многие видные учёные, напротив, опасаются роста ксенофобии и обострения межконфессиональных отношений. И эти опасения вполне обоснованны. Включение «Основ православной культуры» в обязательную учебную программу ущемляет права детей из нехристианских семей, противопоставляет их основной массе школьников. Сам факт разделения детей по религиозному признаку уже превращает школу в рассадника ксенофобии. Этого бы не произошло, если бы обучение религиозным ценностям проходило в рамках преподавания, например, истории мировых религий или нравственного воспитания. Полагаю, именно внедрение такого учебного курса позволит защитить демократические принципы, с одной стороны, и традиционные ценности, с другой.

- Насколько актуально преподавание основ религии в Азербайджане?

- Я уже не раз говорил, что в нынешних условиях средняя школа должна ориентироваться не на преподавание религии, а на нравственное воспитание подрастающего поколения. Для того чтобы уберечь подростков от влияния деструктивных сект, в старших классах они могут получить и общие представления о некоторых положениях религии. Рассчитывать на большее сегодня сложно, поскольку не всё общество готово к правильному восприятию религиозных знаний. На наш взгляд, школа должна формировать моральный облик учащегося, прививать ему уважение к старшим и любовь к национальным традициям, защищать его от влияния тоталитарных и экстремистских идеологий. К сожалению, сегодня многие учебные заведения в Азербайджане не справляются с такой задачей. Между тем использование религиозных ценностей в этой плоскости, на наш взгляд, не только желательно, но и необходимо.

- Что Вы подразумеваете под правильным восприятием религиозных знаний?

- Это непростой вопрос. На него трудно ответить кратко. Я постараюсь указать на несколько моментов. Прежде всего, религия — это убеждения, которые нужно признавать, и предписания, которых необходимо придерживаться. Несмотря на безоговорочность и категоричность этих принципов, следование им остаётся личным делом каждого человека. Никого нельзя принуждать к соблюдению канонов религии, и никого нельзя силой удерживать от этого. Каждому, кто приобретает религиозные знания, необходимо осознать это.
Во-вторых, религиозные знания не должны порождать зло и ненависть. Вера помогает человеку выстроить его отношения с Всевышним Создателем и окружающим миром, установить гармонию в собственной душе. Вся совокупность религиозных предписаний — это путь познания Аллаха, приближения к Нему, путь самоочищения и самосовершенствования. Этого нельзя достичь благодаря ненависти или нетерпимости, агрессии или насилию. К сожалению, начиная со второй половины прошлого века религия постепенно лишается духовности, сохраняя лишь форму. Эта внешняя оболочка религии в виде обрядов и традиций не способна утолить тот духовный голод, который ощущает человечество. Поистине, если религиозные обряды лишены духовности, чистоты и смирения, то они не облагораживают душу, а порождают высокомерие и самообольщение. Отчасти с этим связано и увлечение части верующих политикой. Они надеются решить собственные проблемы, создав теократическое государство. Но ведь проблемы современного общества вызваны не отсутствием такого государства, а нехваткой самой веры и отдалением человека от Бога.

В-третьих, религиозные знания не должны уводить человека в мир иллюзий, отдалять его от реалий нашего мира. Изучение религии, постижение смысла жизни и места человека в космосе налагает на него дополнительную ответственность — ответственность за свою семью, за родных и близких, за свою страну, за человеческую цивилизацию. Религия не должна превращать человека в отшельника и монаха. Напротив, она должна побуждать его к приобретению полезных знаний, созданию крепкой семьи, воспитанию здоровых и праведных детей, стремлению к новых успехам и достижениям в науке. Как Вы понимаете, религия, в том числе ислам, не всегда понимается именно в таком ключе.

- И все-таки образ мусульманина в нашем сознании легко увязывается с нравственностью, но едва ли ассоциируется со стремлением к научному прогрессу.

- Возможно, если речь идёт о большей части современных мусульман. Но мусульмане отнюдь не всегда были инертными и безразличными к наукам и прогрессу. Из истории хорошо известно, какой огромный вклад внесли мусульманские учёные в развитие медицины и астрономии, физики и химии, десятков других наук. Сегодня исламский мир переживает кризис научной и общественной мысли. Многие мусульманские общества находятся в состоянии стагнации, поражены «вирусом» бездеятельности и отчаяния. Однако пример ряда стран показывает, что избавиться от него можно за сравнительно короткий период. К примеру, в 2005 году по уровню ВВП на душу населения Малайзия занимала уже 33-е место в мире. Эта небольшая страна — один из крупнейших экспортёров электронной техники. 60 процентов населения Малайзии исповедуют ислам. Они гордятся своей культурой, соблюдают законы своей религии и в быту, и в обществе. Они сумели доказать, что для достижения успеха не нужно ни отказываться от ислама, ни отворачиваться от культурных традиций. Нужно проявить политическую волю и создать общество, в котором ценятся интеллект и способности, в котором все граждане пользуются равными политическими, экономическими и гражданскими правами. Религия только тогда становится тормозом для общественного развития, когда она оказывается на службе авторитарных режимов. К сожалению, именно это произошло в XIII—XIV веках, когда правители многих мусульманских стран попали под влияние суфийских тарикатов с выраженной религиозной иерархией. Они и положили конец обществу равных возможностей.

- Как Вы считаете, малайзийское экономическое чудо возможно в любой мусульманской стране?

- Я не могу говорить обо всех мусульманских странах. Но я твердо убеждён, что Азербайджан располагает всем необходимым, чтобы сотворить своё чудо. Конечно, пример Малайзии здесь может быть полезен. И вот на что хотелось бы обратить внимание — экономическое процветание Малайзии началось не с макроэкономических показателей, а с укрепления национальной идеологии. Выдающийся реформатор Махатхир Мохамад, правивший страной с 1981 по 2003 год, был одним из идеологов малайского национализма. Его идеи не сразу нашли поддержку у правящих кругов страны, опасавшихся перемен. Его книга «Малайская дилемма» свыше 10 лет находилась под запретом, который был снят лишь после его прихода к власти. Но что было главной заслугой Махатхира Мохамада? Отнюдь не превращение Малайзии в ведущего экспортёра олова, коим эта страна сегодня является. Его главной заслугой было создание сильного гражданского общества и преодоление малайцами комплекса неполноценности перед западными нациями. Он помог им поверить в себя, оставшись самими собой, сохранив свои культурные традиции и свою религию. Благодаря осуществлённым им реформам бедный и малограмотный мусульманский народ превратился в сильную нацию, которая без оглядки на своё прошлое смотрит в будущее и демонстрирует свои ценности остальному миру. Конечно же, этим путём может пройти и Азербайджан. Тем более что мы имеет великую культуру, богатую историю и могучую религию. Они являются источником нашей веры в себя, нашего стремления к могуществу и процветанию. И слаба вера и целеустремлённость того, кто не знает своей культуры, истории и религии. Дерево без корней не устоит даже перед лёгким дуновением ветра.

- На Ваш взгляд, использование религии в национальной идеологии не приведёт к вовлечению религиозных деятелей в политику?

- Хотим мы того или нет, ислам всё равно будет оказывать мощное влияние на азербайджанскую ментальность. Ислам владеет частичкой души каждого азербайджанца, любящего свой народ, даже если он не исповедует эту религию. На наш взгляд, азербайджанская нация не может состояться без мусульманской нравственности и духовности. Равно как она невозможна без нашей культуры с минаретами мечетей, азаном и проникнутой любовью к Корану поэзией великого Низами. И чем быстрее мы наладим религиозное просвещение, учитывающее азербайджанские реалии и ориентирующее верующих на социальный прогресс, тем эффективнее будут протекать остальные реформы в стране. Другой вопрос — участие религиозных деятелей в политической жизни. Конечно, они не должны поддерживать определённую политическую партию и влиять на политические предпочтения прихожан. Но это не значит, что они не могут примирять политические силы в стране, поддерживать гражданское согласие или способствовать тому, чтобы политика была более нравственной. Напротив, это часть их религиозного долга.