Интервью информационному агентству «Азадинформ» от 15 августа 2007 г.

- Эльмир-муаллим, как Вы оцениваете уровень веротерпимости внутри мусульманских общин нашей страны?

- Ислам традиционно является религией веротерпимости и умеренности. Священный Коран велит верующим прощать, быть снисходительными и отвечать добром на зло. Сегодня подавляющее большинство мусульман Азербайджана придерживается этих принципов, и надеюсь, что ни агрессия против ряда мусульманских стран, ни оскорбленное чувство справедливости не оттолкнут нас от такого правильного понимания ислама. Но если говорить конкретно о ситуации внутри религиозных общин, то в них веротерпимость по своему характеру несколько отличается от той, которая типична для нашего общества в целом. Толерантность в обществе, как правило, граничит с безразличием и безучастием. Для людей, далеких от религии, источником толерантности нередко являются незнание и нежелание ничего знать о чужих убеждениях. С верующими мусульманами, изучающими Коран и соблюдающими каноны религии, дело обстоит иначе. Они знают и ценят верования и традиции своего народа, но при этом уважительно относятся к тем, кто видит мир иначе. Такая сознательная веротерпимость присуща большинству практикующих мусульман. Конечно, есть и радикальные группы, которые агрессивны по отношению к любым проявлениям инакомыслия, но они малочисленны и самое главное – у них нет будущего в Азербайджане.

- Что Вы можете сказать об отношениях между шиитами и суннитами в Азербайджане?

- В целом по стране мы практически не сталкиваемся с проблемами на этой почве, хотя отдельные негативные факты на бытовом уровне иногда имеют место. Совсем недавно я стал свидетелем того, как жена по настоянию своего отца ушла из дома мужа из-за того, что тот совершает намаз как сунниты. Конечно, это редкое исключение. Но вместе с тем это тревожный звонок, и к подобным фактам нельзя оставаться равнодушными. За последние годы в Азербайджан были ввезены десятки наименований провокационной литературы, изданной в Иране, целиком посвященной выяснению отношений между мазхабами. Недавно была пресечена попытка распространения откровенно провокационной антишиитской книги, нелегально ввезенной в страну из России. Совершенно ясно, что определенные силы за рубежом заинтересованы в том, чтобы между шиитами и суннитами полыхали средневековые распри.

- Как Вы считаете, в перспективе это может привести к разжиганию розни между мазхабами?

- Хочется верить, что в Азербайджане этого не произойдёт. Трагические события в Ираке показали, что победителей в противостоянии между мазхабами не бывает. Гибнут мирные граждане, невинные люди, а ведь мусульманам хорошо известно, что смерть одной невинной души хуже, чем разрушение небес и земли. Сегодня в нашей стране нет предпосылок для подобного развития событий, но это не означает, что нужно сидеть сложа руки. Общество не может быть безразличным к тем, кто, прикрываясь религией, распространяет антигуманные идеи. К сожалению, такие радикальные элементы есть и среди шиитов, и среди суннитов. Одни не признают власти, не закрепленной авторитетом «скрытого» имама, и ждут его пришествия, чтобы очистить мир от всех инакомыслящих мусульман. Другие лелеют идею о «всемирном халифате» и считают дозволенным покушение на жизнь и имущество каждого, кто не согласен с ними. Подобные воззрения порицаются самими шиитами и суннитами, но они имеют место и на это нельзя закрывать глаза.

- Эльмир-муаллим, какие шаги для предотвращения этого Вам, как учёному, переведшему Священный Коран и изучающему социальные аспекты религии, представляются первоочередными?

- Прежде всего, необходимо наладить правильное религиозное просвещение. Мы говорим об этом последние несколько лет, но существенных сдвигов пока наблюдать не приходится. Наше духовенство не располагает достаточными интеллектуальными и финансовыми ресурсами для того, чтобы самостоятельно разрешить эту проблему. Остается надеяться, что интерес к ней проявит государство. На наш взгляд, процесс религиозного просвещения не может и не должен управляться только религиозными деятелями – в него должны быть вовлечены исламоведы, философы, социологи, культурологи. Учебные программы религиозных вузов и медресе должны разрабатываться при участии экспертов Министерства образования. Есть необходимость и в учебных пособиях по религиозным дисциплинам на азербайджанском языке, и просто в религиозно-просветительской литературе. Как мы собираемся ограничить наплыв пропагандистских материалов из-за рубежа, если на национальном уровне практически ничего не делается, чтобы удовлетворить интерес граждан к религиозно-духовной сфере? Только объединив усилия интеллектуальной и религиозной элиты, мы сможем позаботиться о сохранении нашей религии как части азербайджанской духовной и культурной традиции. Кстати, нужно признать, что сама традиция нуждается в критическом осмыслении. За четырнадцать веков существования ислама она обросла множеством ритуалов и догм, тормозящих социально-культурное развитие, поддерживающих религиозный фанатизм, невежество и радикализм. Если мы хотим, чтобы завтра Азербайджан превратился в развитое государство с сильными гражданскими и демократическими институтами, то сегодня должны проявить волю и отказаться от тех традиций, которые изжили себя, в том числе от тех, которые не позволяют нам позабыть о различиях между шиитами и суннитами.

- Не считаете ли Вы, что религиозное просвещение может, наоборот, привести к росту религиозного экстремизма, ведь мы столкнулись с этой проблемой лишь тогда, когда получили доступ к религиозным знаниям?

- Но не религиозные знания стали причиной этого, а религиозная безграмотность. Вот уже два десятилетия ислам распространяется в Азербайджане спонтанно, нередко под влиянием зарубежных миссионерских организаций. Люди не всегда получают правильное представление о коранических ценностях, о цели и предназначении ислама. Священные тексты интерпретируются, их смысл искажается в угоду интересам определенных политических и геополитических сил. Всё это лишь доказывает острую потребность в разъяснении того, что есть ислам на самом деле, каким должен быть нравственный облик верующего, какой должна быть его жизненная и гражданская позиция. Истинная вера украшает и облагораживает внутренний мир человека, помогает ему встать на путь познания Аллаха и искреннего служения Ему, удерживает его от причинения вреда окружающим, от нравственных пороков и недостатков. Тот, кто по-настоящему уверовал в Коран и понял его подлинный смысл, обязательно будет самым старательным студентом в группе и самым добросовестным сотрудником в компании. Истинная вера никогда не делает человека агрессивным, нетерпимым, праздным или ленивым. Если вы сталкиваетесь с верой, которая учит этому, то она опасна для общества. Для исправления подобных заблуждений и необходимо организовать религиозное просвещение. Но было бы неправильно думать, что одной этой меры достаточно для противодействия экстремистским настроениям. Не менее важная причина роста религиозного экстремизма – социально-экономические проблемы, неудовлетворенность низким уровнем жизни, социальное неравенство.

- Вы считаете, что экономическая ситуация влияет на религиозные убеждения людей?

- Религиозный экстремизм – это одна из форм социального протеста. Если человек сталкивается с негативными явлениями на улице, на работе и даже в общественном транспорте, если он не может избежать чиновничьего беспредела и чувствует себя социально незащищенным, то его протест, естественно, подталкивает его к действию. Сто лет назад на этой волне пополнялись ряды революционеров. Сегодня стало модным выражать свой протест, обращаясь к религиозным идеям. Одни в силу своего темперамента вступают в христианские секты, другие примыкают к радикальным мусульманам. Последние своей популярностью во многом обязаны СМИ, которые сделали Бен Ладену и ему подобным преступникам имидж бесстрашных борцов против американского глобализма и мирового неравенства. К сожалению, нехватка знаний об исламе не позволяет многим людям понять, что религия Аллаха выше того, чтобы быть реакцией на социальные проблемы. Коран не был ниспослан для того, чтобы объединить всех отверженных и угнетённых в борьбе против господствующего класса. Коран ставит перед нами гораздо более высокую цель – спасение из мрака соблазнов и сомнений в свете веры, знания и любви. Поверьте, что достичь этой цели гораздо труднее, чем свалить всю вину за собственные неудачи на власти и на других людей.

Но следует знать, что далеко не каждый из тех, кто разделяет экстремистские убеждения, способен совершить преступление. Как правило, это особый психологический тип людей с устойчивой антисоциальной установкой и низкой нравственностью. Их нельзя относить к людям верующим, поскольку они не обрели той веры, которая бы очистила их души. Они вступили на порог религии, но не сумели пройти дальше. А если бы они не обратились в религию, то были бы обычными преступниками, которые есть в любом обществе.

На русском языке:http://www.rus.azadinform.az/index.php?dn=news&to=art&id=981

На азербайджанском языке:http://azadinform.az/index.php?dn=news&to=art&id=4767