Абу Ну‘айм в «Хилья аль-аулия» приводит рассказ имама аль-Ауза‘и: «Однажды, когда я находился на берегу моря, правитель правоверных Абу Джа‘фар послал за мной, и я отправился к нему. Прибыв, я поприветствовал его, как подобает приветствовать халифа. Он ответил на мое приветствие и усадил меня рядом, а потом спросил: 

— Ал-Ауза‘и, почему ты пришел к нам так поздно?

— Чего ты хочешь, о правитель правоверных? — спросил я.

— Я хочу получить от вас [знания] и позаимствовать его у вас, — ответил он.

— Правитель правоверных, слушай и не пренебрегай ничем из того, что я скажу тебе, — сказал я.

— Как я могу пренебречь твоими словами, если сам попросил тебя об этом, обратился к тебе и выбрал тебя? — сказал он.

— А если ты услышишь и не станешь претворять это в жизнь? — сказал я.

Тогда ар-Раби‘ прикрикнул на меня и протянул руку к мечу. Аль-Мансур остановил его окриком и сказал:

— Это место, где награждают, а не наказывают.

Это мне понравилось, и я сказал:

— О правитель правоверных, Макхуль рассказал мне со слов ‘Атийи [ибн Бусра], что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рабу явилось назидание от Аллаха на счет его религии, оно станет для него благом от Аллаха, если он примет его с благодарностью. А если нет, то оно станет доводом от Аллаха против него, чтобы увеличились его грехи и усилился гнев Аллаха на него» [1].

О правитель правоверных, Макхуль рассказал мне со слов ‘Атийи ибн Бусра, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Правителю, который засыпает, обманывая своих подданных, Аллах сделает рай запретным» [2]. О правитель правоверных, кто ненавидит истину, тот ненавидит Аллаха, ибо, поистине, Аллах — Явная Истина.

О правитель правоверных, именно ваше родство с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, склонило сердца вашего народа на вашу сторону, когда вы пришли к власти. [Он был сострадателен и милосерден к ним, помогал им своим имуществом и заслужил похвалу Аллаха и людей. Тебе следует уважать их права, отстаивать справедливость и покрывать их недостатки. Не закрывай перед ними двери, и пусть привратники не встают между ними и тобой. Радуйся, когда они благоденствуют, и печалься, когда их постигает беда] [3].

О правитель правоверных, твоя увлеченность своим окружением отвлекает тебя от [заботы] о простых людях — белых и черных, мусульманах и неверующих, — которыми ты правишь. Каждый из них заслуживает твоего справедливого [обращения]. Как же происходит что они отправляют к тебе делегацию за делегацией и все они жалуются на несчастья, которым ты их подверг, или на притеснения, которые ты допустил?

О правитель правоверных, Макхуль передал мне со слов ‘Урвы ибн Рувайма, что в руке посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была пальмовая ветка, которой он чистил зубы и запугивал лицемеров. Тогда Джибрил, мир ему, явился к нему и сказал: «О Мухаммад, что это за ветка, которой ты одавил твоих последователей и наполнил их сердца страхом?» [4] Что же говорить о том, кто рассекает их плоть (букв. кожу), проливает их кровь, разрушает их дома, изгоняет их с [родных] земель и заставляет их скрываться из страха перед ним.

О правитель правоверных, Макхуль сообщил мне со слов Зияда ибн Харисы, что Хабиб ибн Масляма рассказывал, что [однажды] посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пожелал отплатить тем же бедуину, который непреднамеренно нанес ему ссадину. Тогда к нему явился Джибрил и сказал: «О Мухаммад, Аллах не послал тебя жестоким и высокомерным». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подозвал того бедуина и сказал ему: «Отплати ты мне». Бедуин ответил: «Я простил тебя! Ты дороже мне отца и матери. Я никогда не поступлю так, если даже ты погубишь меня». Тогда он помолился за него [5].

О правитель правоверных, укроти свой нафс, обезопась свою душу от Аллаха и стремись к раю, ширина которого равна небесам и земле и о котором посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место, которое займёт лук одного из вас в раю, для него лучше этого мира и всего, что есть в нём» [6].

О правитель правоверных, если бы власть оставалась тем, кто был до тебя, она не дошла бы до тебя. Так же и ты не сохранишь ее, как не сохранили ее другие. О правитель правоверных, знаешь ли ты, что рассказывают со слов твоего деда об истолковании аята: «Горе нам! Что это за книга?! В ней не упущено ни малое, ни великое — всё подсчитано» (сура 18 «Пещера», аят 49). Он сказал: «Малое — это улыбка, а великое — это смех». Что же тогда говорить о том, что совершают руками и произносят языком? О правитель правоверных, мне сообщили, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я боюсь, что если на берегу Евфрата погибнет хотя бы один потерявший ягненок, Аллах спросит с меня за это». А что говорить, если твоей справедливости лишен тот, кто находится [перед тобой] на твоем ковре?

О правитель правоверных, знаешь ли ты, что рассказывают со слов твоего деда об истолковании аята: «О Давуд, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай [порочным] желаниям» (сура 38 «Сад», аят 26). Он сказал: «О Давуд, если двое тяжущихся, к одному из которых ты питаешь любовь, усядутся перед тобой, то не желай в душе, чтобы он оказался прав и одолел своего оппонента, а не то Я лишу тебя пророчества и после этого ты не будешь Мои наместником и не будешь уважаем. О Давуд, Я сделал Своих посланников пастырями для Своих рабов, подобными пастухам верблюдов, так как они умеют заботиться о них, проявляют гибкость в управлении, поддерживая удрученных и указывая голодным на хлеб и воду».

О правитель правоверных, тебе выпало большое испытание. Если бы его предложили небесам, земле и горам, то они отказались бы понести это бремя и испугались бы. О правитель правоверных, Язид ибн Мазьяд рассказал мне со слов Джабира, а тот со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу ‘Амары аль-Ансари, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб поручил одному из ансаров собрать закят. Но через несколько дней он увидел его дома и спросил: «Почему ты не отправился по своему делу? Разве ты не знаешь, что получишь такую же награду, как и сражающиеся на пути Аллаха?» Тот сказал: «Нет». ‘Умар спросил: «Почему же?» Тот ответил: «Потому что мне рассказали, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Каждого, кто управляет делами людей, в день воскрешения приведут и остановят на огненном мосту. Этот мост станет так сильно трястись под ним, что все его органы сдвинутся с места. Затем все возвратится на свои места, и его начнут допрашивать. Если он поступал правильно, то он спасется благодаря своей добродетели, а если он поступал плохо, то мост под ним разрушится и семьдесят лет будет падать вместе с ним в ад”. ‘Умар спросил его: «От кого ты услышал это?» Он ответил: «От Абу Зарра и Салмана [аль-Фариси]». Тогда ‘Умар послал за ними и спросил их об этом. Они сказали: «Да, мы слышали это от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». ‘Умар сказал: «Горе ‘Умару! Кто станет править после всего этого?!» Абу Зарр сказал: «С кого Аллах сбил спесь и прижал щекой к земли» [7].

Тут Абу Джа‘фар взял платок, прикрыл им свое лицо и начал рыдать так, что заставил плакать и меня. Я сказал ему:

— О правитель правоверных, твой дед аль-‘Аббас попросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, назначить его правителем Мекки и Таифа. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «О ‘Аббас, о дядя пророка, спасти душу лучше, чем обладать большой властью» [8]. Он дал совет своему дяде и сжалился над ним, ибо он ничем не мог помочь ему перед Аллахом. Всевышний Аллах низвел ему откровение: «Предостереги своих ближайших родственников!» (сура 26 «Поэты», аят 214), и он сказал: «О ‘Аббас! О Сафийя, тётка посланника Аллаха! Я ничем не могу помочь вам перед Аллахом! Слушайте! Мне [останутся] мои деяния, а вам — ваши!» ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Управлять людьми [справедливо] сможет только здравомыслящий человек, способный решать трудные задачи, чьи недостатки не заметны другим, который ради Аллаха не боится порицания порицающих [, если поступает правильно]». Он также сказал: «Есть четыре [вида] правителей: сильный правитель, который удерживает себя и своих подчиненных [от предосудительного]. Это тот, кто сражается на пути Аллаха, а Аллах простирает над ним руку милости. [Второй — это] слабый правитель, который удерживает себя, но распускает своих подчиненных и слабеет. Он находится на краю гибели, если только Аллах не смилуется над ним. [Третий — это] правитель, который удерживает своих подчиненных, но распускает себя. Этот тот самый жестокий человек, о котором посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наихудший пастух — жестокий» [9]. Такой губит только себя. [И четвертый — это] правитель, который не удерживает ни себя, ни своих подчиненных, и они гибнут вместе».

О правитель правоверных, мне рассказали, что [однажды] Джибриль, мир ему, явился к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я явился к тебе, когда Аллах приказал разместить меха над адом и раздуть огонь для дня воскрешения». [Пророк, мир ему и благословение Аллаха,] сказал: «О Джибриль, опиши мне ад». Он сказал: «Аллах приказал разжечь огонь, и его разжигали тысячу лет, пока он не стал красным, а потом еще тысячу лет, пока он не стал желтым, а потом еще тысячу лет, пока он не стал черным. Ад черный и мрачный. Не светятся ни его пламя, ни горящие угли. Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если бы обитателям земли показали одно из одеяний обитателей огня, они умерли бы все до последнего. Если бы ведро [адского] напитка попало в воду на земле, то погибли бы все, кто испил ее. Если бы один локоть той цепи, что упомянута Всевышним Аллахом [10], положили на все горы земли, то они не устояли бы и превратились в песок. Если бы человек зашел в ад, а потом вышел оттуда, то обитатели земли погибли бы от его зловония и от того, как обезображены его вид и кости». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начал плакать, и этим заставил плакать самого Джибриля. Он спросил: «Мухаммад, ты плачешь, несмотря на то, что Аллах уже простил тебе прошлые и будущие грехи». Он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом? А почему ты плачешь, Джибриль, ведь ты Верный Дух, которому Аллах доверил Свое откровение?» Джибрил сказал: «Я боюсь, что буду испытан так, как были испытаны Харут и Марут. Это мешает мне положиться на мое положение перед моим Господом и ощущать себя в безопасности от Его хитрости». Они продолжали плакать до тех пор, пока не раздался глас с неба: «О Джибриль! О Мухаммад! Всевышний Аллах уже гарантировал вам, что вы не ослушаетесь Его и не будете наказаны». Поэтому Мухаммад превосходит остальных пророков так же, как Джибриль превосходит всех остальных ангелов неба» [11].

И еще мне рассказали, о правитель правоверных, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб сказал: «О Аллах, если Тебе известно, что, когда двое тяжущихся садятся предо мной, для меня есть разница, кто из них прав: близкий мне человек или нет, то не предоставляй мне отсрочку даже на мгновение ока».

О правитель правоверных, самая высшая стойкость — это выполнение долга перед Аллахом, а самым большим уважением у Аллаха [пользуется] богобоязненность. Аллах возвышает того, кто ищет величия, повинуясь Аллаху, и унижает того, кто ищет величия, ослушаясь Его. Вот мое наставление тебе, и да пребудет с тобой мир!

Когда я смолк, он спросил меня:

— Куда ты [теперь] собираешься?

— Если это будет угодно Аллаху, с позволения правителя правоверных я отправлюсь домой, к себе на родину, — ответил я.

— Я уже позволил тебе, и я благодарю тебя за наставление и принимаю его, — сказал [аль-Мансур]. — Аллах содействует в добрых делах и помогает. Только Его я молю о помощи и только на Него уповаю. Мне достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель! Не лишай меня подобного общения с тобой. Твои наставления принимаются и не вызывают неодобрения.

— Я согласен, если этого пожелает Аллах, — ответил я.

Мухаммад ибн Мус‘аб рассказывал, что халиф приказал дать ему денег на дорогу, но он отказался от них и сказал:

— Я не нуждаюсь в них. Я не продал бы свое наставление даже за все блага этого мира.

Аль-Мансур понял его путь и не стал сердиться из-за его отказа».

Примечания

[1] Этот хадис передали Ибн Шахин в «ат-Таргиб фи фадаил ал-а‘мал» (530), ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (6/29) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (15/202).

[2] Ибн ‘Асакир приводит этот хадис в «Тарих Димашк» (37/447) со слов сподвижника ‘Абдаллаха ибн Мугаффала ал-Музани.

[3] Этот фрагмент предания приводится по версии, переданной имамом ал-Газали в «Ихйа ‘улум ад-дин».

[4] Этот хадис также приводят ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (6/30) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (35/215). А имам ‘Абд ар-Раззак в «Мусаннафе» (3/185) приводит отосланный рассказ ал-Хасана ал-Басри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, брал пальмовую ветвь и успокаивал ею людей, и тогда Аллах низвел ему откровение: «О Мухаммад, не одавливай твоих последователей». С тех пор его больше не видели с пальмовой ветвью.

[5] Этот хадис также приводят ал-Хаким в «Мустадраке» (4/367), ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (6/30) и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (35/215). Ал-Хаким отметил, что единственным передатчиком этого сообщения со слов Мухаммада ибн Мус‘аба был Ахмад ибн ‘Убайд, а аз-Захаби добавил, что этот Мухаммад был слабым передатчиком, а Ахмад ибн ‘Убайд ан-Нахви, хоть и был правдивым, пересказывал много неприемлемых преданий. Поэтому данный хадис является слабым.

[6] Этот хадис приводится в «ал-Му‘джам ал-кабир» (6/252) ат-Табарани со слов Салмана, а в ряде других источников похожие сообщения переданы со слов Абу Хурайры, Анаса ибн Малика и Абу Аййуба (вольноотпущенника ‘Усмана ибн ‘Аффана).

[7] Этот хадис приводится и в других источниках, например, в «ал-Му‘джам ал-кабир» (2/39) ат-Табарани и в «ат-Таргиб ва-т-тархиб» (3/113) ал-Мунзири, но в этих версиях не упоминается Салман и сообщается, что того ансара звали Бишр ибн ‘Асим. Ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» сообщил, что передатчиком этого хадиса был Сувайд ибн ‘Абд ал-‘Азиз, хадисы которого отвергаются, и ал-Албани в «Да‘иф ат-таргиб ва-т-тархиб» (1311) тоже назвал хадис слабым.

[8] Это отосланное (мурсал) сообщение приводят Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (7/568), Ибн Са‘д в «Табакате» (4/27), ал-Байхаки в «Сунане» (10/96) и др. Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» приводит его в пересказе Абу ‘Амра ал-Ауза‘и (35/216) и ал-Фудайла ибн ‘Ийада (48/439).

[9] Этот хадис передали Ахмад и Муслим со слов ‘Аиза ибн ‘Амра.

[10] В Коране сообщается, что грешников будут нанизывать на огненную цепь длиной семьдесят локтей (сура 69 «День истины», аят 32).

[11] Этот хадис приводят ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» (3/89), ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (6/33), ал-Мунзири в «ат-Таргиб ва-т-тархиб» (4/248), но его единственным передатчиком был некий Долговязый Салам. Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ад-да‘ифа» (11/674) показал, что хадисоведы были убеждены в ненадежности этого передатчика и что многие обвиняли его в подлоге хадисов. Поэтому шейх назвал хадис выдуманным.

Перевод с арабского и примечания: Эльмир Кулиев