В 31 году от Хиджры армия под командованием сподвижника и видного военачальника ‘Абдаллаха ибн Са‘да ибн Абу Сарха осадила Донголу, крупнейший город Северной Нубии и столицу Мукуррского царства. В те времена нубийцы исповедовали христианство, по большей части монофизитского толка. Несмотря на военное превосходство мусульман, нубийцы выстояли и добились заключения мира на выгодных для них условиях. Это был редчайший случай в ранней истории ислама, когда по условиям договора христиане не платили джизью, а должны были ежегодно отправлять в Египет четыреста рабов, получая взамен продовольствие.

На юге Сахары, на территории современного Северного Судана и Южного Египта, находится Нубия, наследница одной из величайших цивилизаций древнего мира. Более 90% территории Нубии составляет пустыня, и поэтому река Нил играла исключительную роль в жизни жителей Нижней Нубии, где осадки почти не выпадают. Однако возможностей для земледелия здесь меньше, чем в Египте, потому что во многих местах гранитные скалы спускаются до самой реки. В гористых южных областях в летние месяцы идут дожди, и жители этих мест занимаются земледелием и скотоводством.

Вместе с тем географическое положение Нубии в прежние времена было одним из её стратегических преимуществ. Отсюда пролегал торговый путь, соединявший внутренние области Африки со средиземноморскими странами. Нубийцы торговали экзотическими животными, слоновой костью, различными шкурами, чёрным деревом, страусиными яйцами и, конечно же, золотом. Есть мнение, что название Нубия произошло именно от древнеегипетского слова нуб — «золото».

В начале эпохи арабо-мусульманских завоеваний на территории Нубии существовало два царства: Мукурра в центральной части страны и Алва на юге. Они возникли спустя несколько веков после падения нубийского царства Куш примерно в 350 г. Возможно, существовало ещё одно нубийское царство — Нобатия, которое соперничало с Мукуррой, но после обращения нубийцев в христианство во второй половине 6-го века Нобатия больше не упоминается в древних памятниках. Впрочем, возможно, речь идёт об одном и том же государстве в Верхней Нубии, границы которого охватывали земли между третьим и пятым или шестым порогами Нила. Столица Мукурры — Донгола — была хорошо укреплённым по тем временам городом, и его руины находятся в 80 км от нынешней Донголы в Судане.

В 20/640 г. соседний Египет был завоёван мусульманами, которые стремительно распространяли своё влияние в регионе. Командующий армией ‘Амр ибн аль-‘Ас посылал отряды и в соседние области, и в 642 г. отряд ‘Укбы ибн Нафи‘ вступил в северные пределы Мукурры. Нубийцы, беспокойно наблюдавшие за падением египетских городов, подготовились к встрече с противником и не позволили арабам продвинуться вглубь страны.

Некоторые видные африканисты, такие как британец Джон Десмонд Кларк, представляют это событие как крупную военную кампанию Халифата и пишут, что мусульманская армия насчитывала 20 тыс. человек. Возможно, основанием для этого стали сообщения численности мусульманского войска, завоевавшего Ифрикию, оно насчитывало 20 тыс. человек. Как следствие, в современной литературе можно встретить упоминание о «Первой битве при Донголе», однако всё это не более чем преувеличение.

Судя по арабским источникам, имели место лишь отдельные стычки, в которых мусульмане понесли большие потери, многие из них лишились глаз. Нубийцы проявили себя меткими стрелками и избегали единоборств, и ‘Укба принял решение вернуться в Египет. В последующие годы мусульмане не прекращали беспокоить нубийцев, но ‘Амр ибн аль-‘Ас так и не решился отправить вглубь «чёрного континента» большую армию [Аль-Балазури, Ахмад ибн Яхья. Футух аль-булдан. Бейрут: Дар аль-хиляль, 1988. С. 234]. Возможно, в тот период нубийцы не представляли серьёзной угрозы и большого интереса для Египта, а возможно, ‘Амр был занят внутренними делами, тем более что после завоевания Триполи халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб приказал ему остановить дальнейшее продвижение на Запад.

После того как наместником Египта был назначен ‘Абдаллах ибн Са‘д ибн Абу Сахр, началась подготовка к дальнейшим военным действиям в Северной Африке. После успешного похода в Ифрикию положение мусульман в Египте значительно улучшилось. В 652 г. египетская армия вторглась в Нубию и, наконец, осадила Донголу. В городе было два храма, которые сегодня известны как Старая церковь и Церковь с каменным тротуаром (в Старой Донголе). Обе они были разрушены во время осады, а на месте первой из них позднее была построена Церковь гранитных колонн.

Подробности тех событий не сохранились, но мы можем утверждать, что мусульмане имели при себе осадные оружия, но не имели большого численного перевеса и достаточного снабжения. Нубийцы под предводительством своего царя Калидурута грамотно оборонялись, и мусульмане так и не смогли взять Донголу приступом. В итоге стороны заключили мирный договор, который не имел прецедентов в ранней истории ислама. Мусульмане и нубийцы обязались не нападать друг на друга, кроме того, нубийцы должны были поставлять в Египет рабов, а взамен получали зерно и другое продовольствие.

В нескольких милях к северу от Старой Донголы, в местечке Нава, находится небольшая мечеть ‘Абдаллаха ибн Са‘да ибн Абу Сарха. Она очень старая и единственная в округе. Местные жители считают, что она была построена в те времена, когда сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, впервые вступили на землю Нубии. И это вполне возможно, ведь добрососедские отношения, установившиеся между Мукуррой и Халифатом в тот период, сохранялись на протяжении почти шести столетий.