Знаменитый мусульманский мыслитель Абу Рейхан аль-Бируни, говоря о знаменательных для мусульман датах, упоминает помимо прочего и Ашуру. Так именуется десятый день мухаррама, первого месяца мусульманского календаря. По его словам, арабы почитали этот день из-за хадисов о его достоинстве, «пока не случилось в этот день убиение аль-Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба», причём «поступили с ним и с его сподвижниками так, как не поступали у всех народов с худшими из людей». Поэтому шииты «причитают и плачут в этот день, горюя об убиении господина мучеников», открыто проявляют свою печаль в Багдаде и других городах, а также посещают гробницу аль-Хусейна в Кербеле. А вот Омейяды в период своего владычества, как пишет аль-Бируни, устраивали в этот день «празднества, пиршества и угощения», что вошло в обычай среди людей [Памятники минувших поколений].

Согласимся, что слова известного учёного оставляют тяжелый осадок на душе. Тем более что Ашура до сих пор неоднозначно воспринимается в мусульманском мире: одни в этот день постятся в надежде на вознаграждение от Аллаха, а другие соблюдают траур и оплакивают гибель внука Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И дело тут не просто в разногласиях между шиитами и суннитами. За взаимными упреками и обвинениями, наливающимися особыми красками именно в Ашуру, мы нередко упускаем из виду, что трагедия в Кербеле несёт страшнейшее звучание: через несколько десятков лет после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, некоторые из его последователей самым жестоким образом расправляются с его внуком и даже отделяют его голову от тела.

Что же произошло с мусульманской уммой за эти годы и как она пришла в такое состояние? Разобраться во всех обстоятельствах произошедшей трагедии с высоты дней сегодняшних невозможно, но и отмахиваться от неё по меньшей мере не исторично. Как же поступить в таком случае? Как приблизиться к пониманию событий тех далёких лет? Обратиться к историческим источникам? Пожалуй, это самое правильное. Но можно ли быть уверенным в том, что записи, на которые мы готовы опираться, доподлинно передают имевшие место факты и их подоплёку? Разумеется, нет.

Что же делать? Подавить в душе стремление получить хотя бы частичные ответы на сложнейшие вопросы? Но ведь это не прихоть, а своего рода необходимость, потребность хотя бы на малость приблизиться к пониманию событий, расколовших мусульманскую умму, и, возможно, разобраться в мотивах тех, кто сегодня со словами «Аллаху Акбар» умирает в братоубийственных войнах на Ближнем Востоке. Попытаться стоит. Тем более что на эту тему, помимо исторических свидетельств, есть солидный корпус исследований средневековых и современных историков.