Мусульманская традиция сохранила для нас подробное описание событий, которые произойдут в Судный день. Эти рассказы вселяют страх перед воскрешением и надежду на милость нашего Господа. Они вдохновляют на праведные дела и удерживают от постыдных поступков. Одно из таких преданий дошло до нас со слов выдающегося комментатора Корана ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса. Он рассказывал, что в день воскрешения земля будет растянута подобно дубленой коже, и творения из числа джиннов и людей будут собраны на одной равнине. Вдруг ближайшее небо будет сдернуто, и его обитатели рассыплются по земле. Своей численностью они вдвое превзойдут всех джиннов и людей, обитавших на земле. Увидев их, обитатели земли перепугаются и спросят: «Среди вас наш Господь?» Ангелы встревожатся из-за их слов и скажут: «Свят Господь наш! Его нет с нами, но Он придет». Потом будет сдернуто второе небо, и его обитателей будет вдвое больше, чем обитателей первого неба и всех обитателей земли. Когда они рассыплются по земле, обитатели земли перепугаются и спросят: «Среди вас наш Господь?» Они встревожатся из-за их слов и скажут: «Свят Господь наш! Его нет с нами, но Он придет». Потом одно за другим будут сдернуты [остальные] небеса, и обитателей каждого следующего неба будет вдвое больше, чем обитателей нижних небес и всех обитателей земли из числа джиннов и людей. Всякий раз, когда они будут рассыпаться по земле, обитатели земли будут пугаться их и говорить им те же слова, и они будут отвечать им теми же словами.

Наконец, будет сдернуто седьмое небо, и его обитатели вдвое превзойдут своей численностью обитателей шести небес и всех жителей земли. С ними явится Аллах, и народы выстроятся рядами. А потом глашатай возвестит: «Сегодня вы узнаете, кто обладает достоинством! Пусть встанут те, кто восхвалял Аллаха в любом состоянии». Они встанут, и им будет позволено пройти к раю. Потом возвестят во второй раз: «Сегодня вы узнаете, кто обладает достоинством! Пусть встанут те, кто отрывал свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходовал из того, чем Мы наделили их» (сура 32 «Земной поклон», аят 16). Им тоже будет позволено пройти к раю. Потом возвестят в третий раз: «Сегодня вы узнаете, кто обладает достоинством! Пусть встанут те, кого ни торговля, ни купля-продажа не отвлекали от поминания Аллаха, совершения молитвы и уплаты закята, которые боялись дня, когда перевернутся сердца и взоры» (сура 24 «Свет», аят 37). Они встанут, и им будет позволено пройти к раю.

Когда их отделят, из ада высунется шея с двумя зрячими глазами и говорящим языком. Она станет осматривать творения и скажет: «Мне поручены трое. Мне поручены все упрямые гордецы». Потом она выхватит их из рядов подобно тому, как птица подбирает семена кунжута, и запрет их в геенне. Потом она высунется во второй раз и скажет: «Мне поручены те, кто обижал Аллаха и Его посланника», — и она выхватит их из рядов подобно тому, как птица подбирает семена кунжута, и запрет их в геенне. Потом она высунется в третий раз и скажет: «Мне поручены те, кто создавал изображения» (один из передатчиков хадиса Абу ал-Минхал не был уверен в этом предложении). Потом она выхватит их из рядов подобно тому, как птица подбирает семена кунжута, и запрет их в геенне. После того как их отделят, будут развернуты свитки и установлены весы, и творения призовут к ответу. Этот хадис привел имам Ибн Абу ад-Дунйа в своем «Ахвале» (167), и хафиз Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим. Он также отметил, что данное высказывание сподвижника приравнивается к словам самого посланника, мир ему и благословение Аллаха, потому что в подобных вопросах нет места для самостоятельных суждений. [Ибн Хаджар, Ахмад ибн ‘Али. Маталиб ал-‘алийа би-заваид ал-масанид ас-саманийа / Под ред. ‘Абд ал-Кадира ‘Абд ал-Карима Джундала. Эр-Рияд: Дар ал-‘асима — Дар ал-гайс, 1420/2000. Т. 18. С. 536-537.]

Упоминание о шее, которая вытянется из ада, встречается и в хадисах, восходящих к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. В частности, имам Ахмад и ат-Тирмизи приводят похожий хадис со слов Абу Хурайры. Есть также хадис ‘Аиши на эту тему, приведенный в «Муснаде» Ахмада и других сводах, и в нем вместо создающих изображения упоминаются те, кто не уверовал в день расплаты. Во многих источниках приводится хадис ‘Атиййи ибн Са‘да ал-‘Ауфи от Абу Са‘ида ал-Худри, и в нем вместо создающих изображения говорится о тех, кто убил человека безо всякого права на то. Иснады этих сообщений имеют недостатки, но в совокупности подтверждают рассказ Ибн ‘Аббаса.

Для многих преступников мучения начнутся до того, как книги с деяниями будут розданы творениям. Они будут заперты в аду, где будут дожидаться своей очереди на суде. И будут праведники, которых сразу отделят от остальных людей, дабы не познали они ни страха, ни печали. Они испытают величайшую радость прежде всех остальных, ибо в этой жизни они опережали других в добрых делах. Их поместят на путь, ведущий в сады блаженства, и среди них будут семьдесят тысяч тех, кто войдет туда без расчета. Господи Милостивый, сделай нас одними из них! Очисти сердца наши и пролей на нас милость Свою! Аминь!