Чем больше блага, приобретаемые в этой жизни, тем труднее будет ответить за них в день воскрешения. Не только потому, что придется отчитываться за каждый рубль и за каждую копейку, но и потому, что богатство изменяет человека и ожесточает сердце. Бедняки легче расстаются с тем малым, что имеют, так как лучше понимают нуждающихся. Они постоянно уповают на Аллаха, и от этого их сердца проникаются любовью и состраданием к людям. Но стоит человеку обрести достаток, как ему кажется, что он больше ни в ком и ни в чем не нуждается. Шайтан нашептывает ему, что он разбогател благодаря своим знаниям и стараниям. Он говорит: «Неужели ты станешь кормить тех, кого прокормил бы Аллах, если бы они заслуживали этого? Если бы они не ленились и трудились так, как трудишься ты, то не нуждались бы в подаянии». Его расходы и потребности растут вместе с его возможностями, и то, что прежде он считал излишеством, становится для него нормой. Его отношение к богатству меняется, и вместе с ним меняется его отношение к жизни. Он привыкает к роскоши и обрастает новыми друзьями, которые ценят его не за добродетели, а за богатство. Без денег и власти он больше никому не нужен, и он цепляется за свое состояние и пересчитывает его, будто оно спасет его от смерти и унижения.

Спастись от искушения достатком трудно, но он не навредит тем, кто щедро раздает милостыню и поддерживает родственные связи. Расходуя на добрые дела, они опережают других и совершают то, что не под силу многим. Но даже им не уберечься от обольщения богатством полностью. Неслучайно в Коране земные блага сравниваются с дождевой водой (сура 10 «Йунус», аят 24), и хорошо известно, что нельзя войти в воду и выйти из неё сухим. А в день воскрешения богатые мусульмане будут задержаны и расспрошены обо всем, что они заработали и растратили.

Сообщается, что бедные мухаджиры войдут в рай на сорок лет раньше богатых (Муслим). Им не за что будет отвечать перед Аллахом, ибо все, чем они владели, они использовали на Его пути, и поэтому они будут отдыхать в райских садах, пока остальные будут держать ответ. В другом хадисе сообщается, что бедняки войдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые мусульмане (Ахмад, ат-Тирмизи). Эти два предания не исключают друг друга, и совместить их можно по-разному. Возможно, если сравнивать первых бедняков и последних богачей, которые войдут в рай, то одни из них опередят других на пятьсот лет. Что же касается последних бедняков и первых богачей, то их будут отделять всего сорок лет. Возможно, некоторые из богачей будут задержаны на больший срок, ведь те, которые жертвовали свое имущество на пути Аллаха, не сравнятся с теми, кто скупился на добрые дела.

Представ перед Всемогущим Царем, богач увидит перед собой все, что он приобрел в мирской жизни. Каким же будет в тот день разочарование того, кто не приготовился к расчету! Его спросят о том, как он приобрел свое состояние и на что потратил его. Ему припомнят, как он молил Аллаха о помощи и как забывал о своих обещаниях, когда отворачивался от нуждающихся. Он владел просторными домами, в которых не жил, и дорогими автомобилями, на которых не ездил. Его окружали слуги и роскошь, которую некогда позволяли себе лишь царственные особы, а он стремился к еще большему и не отдавал должное тем, кто работал на него. Ему льстило, что люди зависят от него, и он считал себя щедрым и благородным господином. А теперь он нуждается в том, чтобы люди, которым он помогал, поддержали его и не свидетельствовали против него.

В этот день пользу принесут лишь те пожертвования, которые были сделаны из заработанного честным путем и искренне ради Аллаха. Не имеет значения, сколько было роздано. Главное — чтобы это было сделано ради Аллаха, а не для того, чтобы услышать людскую похвалу или получить что-либо взамен. У того, кто от чистого сердца раздал половину финика из того, что приобрел дозволенным путем, Аллах примет эту милостыню и станет выращивать, пока она не достигнет размеров горы (ал-Бухари и Муслим). А пожертвования того, кто помогал родственникам или беднякам из приобретенного нечестным путем, будут собраны в кучу и брошены в ад. Человек не получит за них награды, но будет спрошен за то, что нарушил Божьи заповеди (Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, ал-Хаким). Потому и сказано в хадисе: «Не попадут в рай плоть и кровь, вскормленные запретным» (Ахмад).

О Аллах, Господь наш, мы нуждаемся в милости Твоей и уповаем на Тебя. Избавь нас от нужды и вдохнови на добрые дела, которые тушат Твой гнев и смывают прегрешения! Аминь!