Можно ли оценить добрые и злые поступки в этой жизни? Мы видим лишь внешнюю сторону происходящего и судим о поступках людей по их соответствию нормам шариата. Мы не можем знать, что движет человеком и какую пользу или вред приносят его дела. Все это известно лишь Аллаху, ведающему явное и тайное. Поэтому в день воскрешения каждый получит по заслугам и согласится с вынесенным приговором. В тот день к праведным деяниям отнесут лишь те, которые человек совершил искренне ради Аллаха и в соответствии с наказами Его посланника, мир ему и благословение Всевышнего. А награда за благие дела будет зависеть от искренности человека, и той пользы, которую они принесли творениям, и тех условий, в которых они были совершены. Равно как и тяжесть грехов будет определяться намерениями человека, тем вредом, который он нанес окружающим, и условиями, в которых он находился. Потому и случится, что одних Аллах простит и введет в рай за малый поступок, который они совершили искренне ради Аллаха, а другие будут обречены на мучения, несмотря на множество совершенных ими полезных дел.

Мерилом успеха будет довольство Всевышнего. Награда за благодеяния будет умножена от десяти до семисот раз и даже более того, но каждый грех будет оценен только как один грех. Поступки, слова и намерения людей примут соответствующий облик и будут взвешены. Деяния, совершенные сердцем или языком, порой окажутся весомее, чем щедрые пожертвования или долгие старания. Из хадисов известно, что восхваления Господа заполнят чашу весов (Муслим), а необременительные для верующего слова «Свят Аллах и хвала Ему! Свят Великий Аллах!» будут тяжелыми на весах (ал-Бухари и Муслим). Что это, если не безграничная милость Аллаха? Он облегчил верующим совершение добрых дел и сделал награду за них поистине великой. Он так мало требует от нас и так щедро благодарит за любое проявление благодарности с нашей стороны. Но люди в большинстве своем отказывают Ему даже в этом малом.

Как-то раз пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскрешения приведут неверующего и спросят: “Скажи, если бы у тебя было золото величиной с землю, пожелал бы ты откупиться им?” Он ответит: “Да”. Тогда ему скажут: “А ведь от тебя требовалось намного меньше”» (ал-Бухари и Муслим). Гордыня не позволяла ему смириться перед Всемогущим Царем, и всякий раз, когда ему предоставлялся шанс встать на прямой путь, он отворачивался. Он жил в свое удовольствие и полагал, что никому ничем не обязан. Он не считал нужным заботиться о бедняках, а если помогал им, то лишь ради славы или из корыстных интересов. Аллах сполна воздал ему в мирской жизни за все добро, что он совершил, и у него не осталось благодеяний, на которые можно надеяться. Поэтому, когда тучного неверующего приведут и поместят на чашу весов, он окажется легче, чем крыло комара (ал-Бухари и Муслим). Об этом сказано в Коране: «Тщетны будут их деяния, и в день воскрешения Мы не отпустим им никакого веса» (сура 18 «Пещера», аят 105).

На весах справедливости будут взвешены не только человеческие деяния и книги, но и сами люди. Чем выше положение человека перед Господом небес и земли, тем тяжелее будет чаша с ним. Сообщается, что как-то раз ‘Абдаллах ибн Мас‘уд залез на кустарник. Он был смуглым худощавым юношей, и сидевшие рядом сподвижники рассмеялись. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Над чем вы смеетесь?» Они ответили: «Над его худыми голенями». Тогда он поклялся, что на весах они будут тяжелее, чем гора Ухуд (Ахмад).

Все малые и великие дела будут предъявлены человеку и положены на чаши весов после того, как он признает их. Приговор будет справедлив, и человек не сможет ни воспротивиться ему, ни опротестовать его. Тот, чья чаша с добрыми делами окажется тяжелее, попадет в рай, а тот, у кого перевесит чаша с грехами, станет растопкой для ада. И будут верующие, чьи чаши с добрыми делами и грехами окажутся одинаково тяжелыми. Они совершали праведные дела и грешили, временами находились рядом с праведниками, а временами уподоблялись грешникам. В барзахе они отличались от тех и других, ибо одна половина их была прекрасна, а другая — безобразна, и теперь они окажутся между раем и адом. Есть мнение, что их проведут на ограды, откуда им будет позволено войти в сады вечности, но Аллах знает лучше.

О Аллах, Господь наш, мы раскаиваемся в грехах своих и молим тебя принять наши скромные благодеяния! Велика Твоя милость по отношению к нам, и велико Твое прощение! Сделай нашими спутниками тех, кто заслужил Твое довольство, и отдали нас от людей нечестивых! Аминь!