Для того чтобы исповедовать единобожие, необходимо выполнять два положения:

а) свидетельствовать о том, что только Аллах обладает божественной сущностью и божественными атрибутами;

б) посвящать все формы поклонения только Ему одному.

Поклонение — это понятие, объединяющее все слова и поступки, явные и скрытые, которые Аллах любит и которыми Он доволен. К явным относятся произнесение двух свидетельств, совершение намаза, соблюдение поста и т. п., а к скрытым — вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, страх, надежда и т. д.

ПОКЛОНЕНИЕ СО СТРАХОМ И НАДЕЖДОЙ

Правильное поклонение побуждает человека одновременно питать любовь к Аллаху, бояться Его, смиряться перед Ним и надеяться на Его милость. Если человек поклоняется Аллаху, не питая любви и не ощущая страха и надежды, то его поступки — бессодержательные движения, ничего не значащие для него.

Тот, кто поклоняется из любви к Аллаху, не испытывая смирения, страха и надежды, часто впадает в грехи и ослушается Его. Заявляя о своей любви к Аллаху, он перестаёт совершать праведные поступки и осмеливается грешить. Люди издавна говорят о своей любви к Аллаху, не совершая добрых дел, и поэтому Он испытал их аятом: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31). Следовательно, кто говорит о своей любви к Аллаху, но не следует путём Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, тот лжёт.

Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если вы увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, то не верьте ему, пока не убедитесь в том, что он следует путём посланника, мир ему и благословение Аллаха».

То же относится к надежде, если она не сочетается со страхом перед Аллахом, потому что такой человек осмеливается ослушаться Его и чувствует себя в безопасности от Его хитрости: «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (сура 7 «Ограды», аят 99).

То же относится к страху, если он не связан с надеждой на Аллаха, потому что такой человек думает об Аллахе неподобающим образом и отчаивается в Его милости. Всевышний сказал: «Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура 12 «Йусуф», аят 87).

Правильное поклонение возможно только тогда, когда человек испытывает одновременно и страх, и надежду: «Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (сура 17 «Ночной перенос», аят 57);

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась последней жизни и надеясь на милость своего Господа [, равен неверующему]?» (сура 39 «Толпы», аят 9).

Всевышний сказал о семье пророка Закариййи: «Поистине, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (сура 21 «Пророки», аят 90).

Праведный раб иногда бывает переполнен надеждой, и тогда он словно готов взлететь от любви к Аллаху. Иногда же им овладевает страх, и он сжимается, трепеща перед Всевышним Аллахом. Он словно растворяется в надежде обрести довольство своего Господа и устремляется к Нему, опасаясь Его наказания. Он ищет у Него убежища и спасения и надеется на то, что есть у Него.

СТОЛПЫ ПОКЛОНЕНИЯ 

Поклонение зиждется на трех столпах.

1. Искренность. Раб должен поклоняться только ради Аллаха и только из стремления к последней обители. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался [обрести], и поэтому совершивший переселение к Аллаху и Его посланнику, переселился к Аллаху и Его посланнику, а переселившийся ради мирских благ или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселился лишь к тому, к чему он хотел переселиться» (аль-Бухари и Муслим). Следовательно, отсутствие искренности делает поклонение тщетным.

2. Правдивость. Под этим мы подразумеваем решимость раба изо всех сил выполнять веления Аллаха, остерегаться нарушения Его запретов, его готовность к встрече с Ним и нежелание проявлять слабость и леность в повиновении Ему.

3. Следование путём пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Поклоняться Аллаху можно только в соответствии с Его шариатом и установлениями посланника, мир ему и благословение Аллаха. Что же касается поступков, которые люди совершают, не имея знаний, то они являются религиозными новшествами, от которых предостерёг посланник, мир ему и благословение Аллаха. Он укорил тех, кто поступает так, и сообщил, что такие поступки — заблуждение. Он сказал: «Каждое нововведение — это ересь, и каждая ересь — это заблуждение, и каждое заблуждение приводит в огонь» (ан-Насаи 1578). Новшество, привнесённое в религию, отвергается и не принимается Аллахом.

В обоих «Сахихах» приводится рассказ ‘Аиши о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо внесёт в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто». В версии Муслима сказано: «Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут» (аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд).

Если нет истинной решимости, не может быть и поклонения. Без неё поклонение превращается в надежды и ожидания, и стоит человеку вознамериться совершить что-либо, как его желание пропадает и исчезает. И Всевышний Аллах не принимает поклонения, если оно лишено искренности и не соответствует пути посланника, мир ему и благословение Аллаха.

ФОРМЫ ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ 

Обряды поклонения нельзя посвящать никому, кроме Аллаха, и их можно разделить на несколько видов:

1. Убеждения, и они составляют основу всякого поклонения. Раб должен быть убеждён в том, что Аллах — Единственный Господь, Который творит и повелевает. Он приносит пользу или причиняет вред, и у Него нет сотоварищей. Никто не может заступиться перед Ним без Его позволения, и никто не заслуживает поклонения, кроме Него.

2. Чувства (душевные состояния). Поклонение, совершаемое сердцем, нельзя посвящать никому, кроме Аллаха, и всякий, кто поступает так, приобщает сотоварищей к Аллаху. Форм такого поклонения много: страх, надежда, чаяние, опасение, смирение, любовь, раскаяние, упование, покорность.

3. Слова, например, произнесение свидетельства единобожия. Недостаточно быть убеждённым в этом свидетельстве — необходимо также произносить его. Сюда же относятся обращение к Аллаху за защитой, мольба о помощи и спасении, восхваление и прославление Его, чтение Корана.

4. Поступки, совершаемые телом, такие как намаз, пост, хадж, заклание жертвы, обет и т. д.

5. Пожертвования из имущества, например, закят, искупительная милостыня (каффара), жертвоприношение и прочие пожертвования и расходы.