Когда неверующие увидят ад, они сильно пожалеют о своих злодеяниях, но поздно будет раскаиваться: «Они скроют раскаяние, когда увидят мучения. Между ними рассудят беспристрастно, и с ними не поступят несправедливо» (сура 10 «Йунус», аят 54).

Взглянув на свитки со своими деяниями, безбожник увидит там и неверие, и приобщение сотоварищей к Аллаху — всё то, что обрекает на вечные муки в аду. И тогда он призовёт погибель: «А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель и войдёт в пламень» (сура 84 «Разверзнется», аяты 10-12).

Они будут молить о погибели снова и снова, когда их бросят в огонь и когда они ощутят на себе его жар: «Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель. Не призывайте сегодня одну погибель, а призывайте много погибелей!» (сура 25 «Различение», аяты 13-14).

Они будут громко кричать и неистово вопить, взывая к Господу с молитвами об избавлении из ада: «Там они завопят: “Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать праведно, а не так, как мы поступали прежде”» (сура 35 «Зиждитель», аят 37).

В тот момент они признаются в своём заблуждении, неверии и неразумии: «Они скажут: “Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей пламени”. Они признаются в своём грехе. Прочь же, обитатели пламени!» (сура 67 «Власть», аяты 10-11);

«Они скажут: “Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к выходу?”» (сура 40 «Прощающий», аят 11).

Однако их просьбы будут решительно отвергнуты. Им ответят так, как отвечают скоту: «Они скажут: “Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернёмся [к грехам], то действительно будем несправедливы”. Он скажет: “Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!”» (сура 23 «Верующие», аяты 106-108).

Сбудется сказанное о них слово, и они окажутся в таком положении, когда молитвы не приносят пользы, а просьбы не принимаются: «Если бы ты видел, как грешники опустят головы перед своим Господом: “Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно. Поистине, мы обрели убеждённость”. Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится слово Моё: “Я непременно заполню геенну джиннами и людьми — всеми вместе!” Вкусите за то, что вы предали забвению встречу с этим днём вашим. Поистине, Мы предали забвению вас самих. Вкусите же вечные мучения за то, что вы совершали» (сура 32 «Земной поклон», аяты 12-14).

После этого обитатели ада обратятся к его стражам. Они попросят заступиться за них, чтобы Аллах облегчил их страдания: «Те, которые попали в огонь, скажут стражам геенны: “Помолитесь вашему Господу, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день”. Они скажут: “Разве ваши посланники не приходили к вам с ясными знамениями?” Они ответят: “Конечно”. Они скажут: “Тогда молите сами”. Но мольбы неверующих безуспешны» (сура 40 «Прощающий», аяты 49-50).

Тогда они попросят заступиться за них, чтобы Господь уничтожил их: «Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”. Он скажет: “Вы останетесь [здесь навечно]”» (сура 43 «Украшения», аят 77).

Им будет отказано во всём: не будет ни избавления от ада, ни облегчения страданий, ни смерти. Впереди будут лишь бесконечные, нескончаемые мучения. Им скажут: «Вам всё равно, будете вы терпеть или нет. Вам воздаётся только за то, что вы совершали» (сура 52 «Гора», аят 16).

Они будут безудержно рыдать, обливаясь слезами и плача подолгу: «Пусть они мало смеются и много плачут в воздаяние за то, что они приобретали!» (сура 9 «Покаяние», аят 82).

Они будут плакать до тех пор, пока у них не кончатся слёзы, после чего они начнут плакать кровью. Слёзы оставят на их лицах такие же следы, которые селевой поток оставляет на скалах. В «Мустадраке» ал-Хакима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Кайса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, обитатели огня будут плакать так, что по их слезам могли бы плыть корабли, и, поистине, они будут плакать кровью», т. е. вместо слёз у них из глаз будет течь кровь. Передают со слов Анаса ибн Малика, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На обитателей огня будет наслан плач до тех пор, пока у них не закончатся слёзы, после чего они начнут плакать кровью, которая будет течь у них по лицам по канавам, и если бы в них запустили корабли, то те поплыли бы по ним».

Отдав предпочтение неверию перед верой, эти грешники потеряли самих себя и лишились своих семей. Послушай же, о чём они будут взывать, подвергаясь непрекращающимся мукам: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в огне, и они скажут: “Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!” Они скажут: ”Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути. Господь наш! Удвой для них мучения и прокляни их великим проклятием!”» (сура 33 «Полчища», аяты 66-68).

Задумайся над словами Всевышнего, в которых описывается их положение: «Несчастные пребудут в огне, где они будут вздыхать и хрипеть. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного» (сура 11 «Худ», аяты 106-107). Упаси нас Аллах от этого!

Аз-Заджжадж сказал, что зафир — это сильный и очень громкий стон. Существует мнение, что это — частые вздохи, вызванные сильным страхом, от которых расширяется грудь. Слово шахик означает «долгий, продолжительный вздох» или «вдох». Иными словами, обитатели ада будут сильно опечалены и обременены, и их состояние будет походить на состояние тех, чьё сердце объято жаром, а душа сжата со всех сторон.

Ал-Лайс сказал, что зафир — это переполняющий грудь вдох в момент сильной скорби, а шахик — это выдох воздуха из груди (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 72).