Растопкой ада будут каменья, грешники и неверующие, как об этом сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни» (сура 66 «Запрещение», аят 6);

«Побойтесь огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих» (сура 2 «Корова», аят 24).

Под людьми, которые будут растопкой для ада, подразумеваются неверующие многобожники. Что же касается камней, которые имеются в виду в данном аяте, то о них лучше известно Аллаху. Некоторые из ранних мусульман считали, что это — сера. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Это камни из серы, которые Аллах сотворил на первом небе в день сотворения небес и земли, приготовив их для неверующих». Об этом сообщили Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим и ал-Хаким в «Мустадраке». Это же мнения высказывали Ибн ‘Аббас, Муджахид и Ибн Джурайдж(Ибн Касир. Тафсир. Т. 1. С. 107).

Если данное мнение опирается на слова посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мы принимаем его без споров и пререканий. Если же оно опирается на самостоятельное суждение, основанное на познании природы и особенностей камней, то оно не приемлемо, так как среди камней есть такие, которые воспламеняются и горят лучше, чем сера. Первые поколения мусульман считали, что сера обладает особенностями, которых нет у других веществ, и решили, что именно серные камни будут растопкой для ада. Ибн Раджаб сказал: «Большинство комментаторов считало, что под камнями, которые будут растопкой для ада, подразумеваются серные камни. Существует мнение, что они обладают пятью особенностями, необходимыми для причинения мук, которых нет у других веществ: они быстро возгораются, выделяют отвратительный запах и много дыма, прочно прилипают к телу и нагреваются до высоких температур».

Но Аллах может сотворить камни, которые превзойдут серу по этим характеристикам, и мы считаем, что камни в последней жизни будут отличаться от тех, что существуют в этом мире.

Растопкой в аду также будут идолы, которым люди поклонялись вместо Аллаха: «Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для геенны, в которую вы войдёте. Если бы они были богами, то не вошли бы туда. Но все они останутся там навечно» (сура 21 «Пророки», аяты 98-99).

Ал-Джаухари сказал: «Растопкой ада является всё, посредством чего он будет разожжён». Абу ‘Убайда сказал: «Всё, что будет брошено в ад, считается его растопкой» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 61).