Богословы единодушны в том, что выделение крови из организма в небольшом количестве не нарушает пост. Это относится к кровотечениям из раны, забору крови из пальца и т. п. Однако по поводу выделения крови в большом количестве они разделились на две группы.

Законоведы ханбалитского мазхаба считали, что выделение большого количества крови в результате серьезного ранения, кровопускания, сдачи донорской крови и т. п. делает пост недействительным. Ибн Кудама в «Мугни» (3/120) пишет: «Кровопускание делает недействительным пост того, кто совершает кровопускание, и того, кому пускают кровь. Этого мнения также придерживались Исхак, Ибн аль-Мунзир, Мухаммад ибн Исхак ибн Хузайма, ‘Ата и ‘Абд-ар-Рахман ибн Махди. Аль-Хасан, Масрук и Ибн Сирин также считали, что постящемуся не следует делать себе кровопускание».

Сторонники данного мнения основываются на словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нарушился пост того, кто пускает кровь, и того, кому её пускают» (Ахмад 5/277, Абу Давуд 2367, Ибн Маджа 1680, аль-Байхаки 4/265). Что же касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал кровопускание, будучи постящимся, то, по их мнению, действовать согласно вышеприведенному хадису предпочтительнее, ибн если смысл двух хадисов невозможно совместить (например, если они содержат прямо противоположные предписания), то следует отдать предпочтение более позднему из них. Если же установить хронологическую последовательность этих сообщений не удаётся, то предпочтение отдается хадису, в котором содержится запрет.

По мнению же большинства законоведов, в том числе ханафитов, маликитов и шафиитов, выделение большого количества крови не нарушает пост. В качестве довода они приводят хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сделали кровопускание, когда он постился (аль-Бухари 4/155, Абу Давуд 2372, ат-Тирмизи 1/149). Что же касается предыдущего хадиса о том, что нарушается пост того, кто пускает кровь, и того, кому её пускают, то он, по их мнению, является отменённым. Основанием для этого утверждения служит хадис Анаса ибн Малика: «Сначала постящемуся было запрещено делать кровопускание, когда однажды Джа‘фар ибн Абу Талиб пускал кровь, будучи постящимся. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо него, сказал: “Нарушился пост этих двоих!” Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил постящемуся делать кровопускание». Самому Анасу после этого делали кровопускание, когда он постился. Этот хадис передали ад-Даракутни (239) и аль-Байхаки (4/268), и оба назвали его достоверным.

Мнения о том, что кровопускание не нарушает пост, также придерживался Ибн ‘Аббас. Он сказал: «Пост нарушается от того, что попадает [в тело], а не от того, что выходит [из него]» (Ибн Абу Шайба 2/163/1). Аналогичного мнения придерживались Абу Са‘ид аль-Худри, Ибн Мас‘уд, Умм Саляма, аль-Хусайн ибн ‘Али, ‘Урва и Са‘ид ибн Джубайр.

Однако можно ли считать кровопускание во время поста нежелательным? По мнению ханафитов, оно нежелательно, если человек опасается, что потеря крови может ослабить его. В противном случае оно просто разрешено (мубах) [Аль-Фатава аль-хиндийя. Т. 1. С. 220].

По мнению маликитов, кровопускание разрешено, если постящийся уверен в том, что оно ему не навредит. Если же он уверен в обратном, то делать его запрещено, хотя это и не нарушает пост. Если же человек не знает, причинит ли оно ему вред, то ему можно сделать кровопускание, если он здоров, и нежелательно, если он болен [Хашия ад-Дасуки ‘аля аш-Шарх аль-кабир. Т. 1. С. 518].

По мнению шафиитов, кровопускание во время поста нежелательно в любом случае как для того, кто его делает, так и для того, кому его делают. Имам аш-Шафи‘и в «Китаб аль-умм» (2/106) пишет: «Если постящийся откажется от кровопускания из предосторожности, то это мне нравится больше. Если же он совершит его, то его пост не нарушится».

Таким образом, мнение о том, что кровопускание не нарушает пост, наиболее предпочтительно. Соответственно, постящийся может сдать кровь в качестве донора. Однако нежелательно поступать так, если есть опасения, что потеря крови ослабит организм и вынудит человека прервать пост. А Аллах знает лучше.