Эксклюзивное интервью информационному агентству 1news.az от 2 июля 2007 г.

- 26 июня в Москве прошла конференция на тему «Развитие религиозного образования мусульман России». Эльмир-муаллим, Вы единственный учёный, представлявший нашу страну на этой конференции по исламскому образованию. Чем вызвано Ваше участие в этом мероприятии?

- Как Вы знаете, это не первое мероприятие, связанное с вопросами исламского образования в России, в котором мы имели возможность участвовать. Мы тесно и плодотворно сотрудничаем с Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России уже не первый год. Меня радует, что прошедшая конференция не превратилась в «отчётный съезд». Она ознаменовала, — не побоюсь громких слов, — новую веху в истории исламского образования в России. Речь идет, прежде всего, об устранении преграды между религиозным и светским знанием, включении светских дисциплин в учебные программы религиозных вузов, подготовке духовных деятелей, которые не будут оторваны от реалий сегодняшнего дня и смогут достойно представлять мусульманское сообщество на самых разных уровнях.

- Каким же образом эта задача решается в России?

- К сожалению, нужно признать, что мусульманское духовенство ни в России, ни в других странах постсоветского пространства не располагает необходимыми ресурсами для обеспечения полноценного развития исламского образования. В связи с этим было принято решении о сотрудничестве религиозных университетов со светскими вузами, и на сегодняшний день шесть из 26 российских исламских университетов уже вовлечены в эту программу. Преподаватели философии, социологии, культурологии и других дисциплин привлекаются для работы в исламских образовательных учреждениях. Наряду с этим, исламские вузы имеют возможность делегировать группы студентов на учёбу в светские университеты. Принятые меры позволяют не только повысить качество исламского образования, но и значительно расширить сферу исламоведческих и богословских исследований, привлечь внимание молодых специалистов к проблемам исламской экономики, социологии религии, исламской общественно-политической мысли. Уверен, что первые положительные результаты такого сотрудничества можно будет увидеть в ближайшие пять-шесть лет.

- Как Вы считаете, будет ли это способствовать снижению экстремистских настроений в мусульманской среде?

- Хочу сразу сказать, что уровень радикализма среди мусульман, будь то в Азербайджане или в России, довольно низок. Ислам — религия умеренности и милосердия, и в ней порицаются любые формы радикализма, любые проявления нетерпимости. Что же касается экстремистских настроений, то они являются уделом малограмотных мусульман, попавших под влияние далеких от правильного понимания Корана идеологических течений и религиозно-политических организаций. К сожалению, именно они чаще всего оказываются в центре внимания СМИ, которые не упускают шанса осветить и даже «раздуть» любую скандальную новость. Поэтому я категорически не согласен с так называемыми «экспертами», которые сознательно или неосознанно преувеличивают удельный вес радикалов в мусульманской среде. Все это, однако, не означает, что государство и общество должны закрывать глаза на те малочисленные группы, которые могут нарушить стабильность в стране.

Что больше беспокоит меня лично, так это состояние основной массы верующих, которая отличается повышенной реактивностью и недостаточно высоким уровнем религиозной культуры. Считаю, что значительная доля ответственности за это лежит на мусульманском духовенстве. Имея возможность регулярно общаться с этой частью общества, наши религиозные деятели мало способствуют интеллектуальному совершенствованию верующих, росту их гражданской сознательности. В связи с этим я постоянно ратую за то, чтобы второе светское образование стало обязательным для всех религиозных деятелей в нашей стране. На мой взгляд, только в этом случае выпускники Бакинского исламского университета и других религиозных вузов станут ядром, вокруг которого будет формироваться местная община как полноценная организация гражданского общества.

- Может ли российский опыт в этой сфере быть полезен для Азербайджана?

- Думаю, да. Состояние ислама в России находится в поле зрения не только российского духовенства, но и целого ряда видных исламоведов, социологов, политологов, которые ищут механизмы разрешения возникающих проблем сообща с мусульманскими деятелями. Одного этого, на мой взгляд, уже достаточно для того, чтобы российский опыт был внимательно изучен в нашей стране. Кроме того, мусульман наших стран объединяют и недалекое историческое прошлое, и многочисленные общие проблемы. Это и необходимость сохранения культурных и духовных традиций, и поиск путей противостояния радикальным взглядам, и вовлечение верующих в процесс светского государственного строительства. Одним словом, перед мусульманскими сообществами Азербайджана, России и стран Центральной Азии стоят одинаковые задачи. Но нужно признать, что уровень сотрудничества в этой сфере оставляет желать лучшего. Участия руководителей духовенства во всевозможных межрелигиозных форумах недостаточно. В этот процесс должны быть вовлечены и государственные деятели, и представители научной общественности, и деятели искусств, и рядовые религиозные служители. В противном случае результатом этих совместных усилий станут лишь бесполезные отчеты духовенства о проделанной работе и дежурные статьи в прессе.

- Не считаете ли Вы, что одной из причин низкого уровня сотрудничества между местным и российским духовенством являются различия в религиозных традициях?

- Хочется верить, что это не так. Сегодня, когда в межрелигиозный диалог вовлекаются представители ислама, христианства, иудаизма и прочих мировых религий, говорить об особенностях регионального ислама было бы неправильно. С другой стороны, если мы говорим о высшем религиозном образовании, то оно предполагает изучение не только местных религиозных традиций, но исламской мысли в целом. И что не менее важно — сегодня перед нами стоит задача подготовки нового поколения исламских деятелей, чьи познания не ограничиваются религиозными догмами и ритуалами. Иными словами, мы говорим о необходимости реформы в исламском образовании, и для ее осуществления нужно объединить усилия не только наибольшего числа прогрессивно мыслящих богословов, но и светских ученых — исламоведов, философов, культурологов, социологов, правоведов. Этот процесс можно рассматривать и в контексте реформы образования вообще, поскольку на нынешнем этапе за годы обучения в вузе принципиально важно не только дать учащимся базовые познания, но и ориентировать их на дальнейшее самосовершенствование и развитие. Как Вы понимаете, эти цели способны объединить мусульман любого традиционного толка.

- Каким Вы видите участие государства в развитии исламского образования?

- Как я уже сказал, мусульманское духовенство не способно самостоятельно повысить уровень религиозного образования с тем, чтобы оно отвечало требованиям времени. Оно нуждается в интеллектуальной, организационной и финансовой поддержке. В то же время решение обозначенных нами задач имеет принципиальное значение не только для религиозных деятелей, но и для общества в целом. Мы говорим не только о развитии ислама, но и о поддержании нравственного и духовного здоровья нации, сохранении и укреплении общечеловеческих ценностей, гражданских и политических свобод. Участие государства в этом процессе — понятие само собой разумеющееся. Другое дело — разработка таких механизмов участия, которые бы не нарушали принципа отделения государства от религии. Но считаю, что данный тезис не должен ограничивать роль государственных структур в этом процессе, поскольку именно государство, а не исламское духовенство подотчетно обществу и несет ответственность за его экономическое, социальное, интеллектуальное и даже духовное благополучие.

Участие и поддержка государства необходимы для эффективного разрешения таких проблем, как выработка единых образовательных стандартов для исламских вузов и медресе, трудоустройство выпускников религиозных вузов, привлечение академических исследователей к изучению проблем современного ислама. Сегодня в Азербайджане немало квалифицированных специалистов, кандидатов и докторов наук, занимающихся исламоведческими исследованиями. К сожалению, не все из них имеют возможность координировать свои усилия. Найти оптимальные пути развития этой науки тоже в компетенции государства. И чем громче будут голоса учёных, чем сильнее будет их влияние на общественное сознание, тем легче нам будет использовать религиозные ценности для обеспечения общественного развития и противостояния негативным тенденциям в религиозной сфере.

Ризван Гусейнов, 1news.az

http://1news.az/articles.php?item_id=20070702100027602&sec_id=7