Эксклюзивное интервью порталу Vesti.az от 24 декабря 2013 г. по поводу декабрьского инцидента в Сумгаите

- Кто такие хариджиты? Когда они появились в Азербайджане?

- В мусульманском богословии сформировались три главные религиозно-политические доктрины: суннитская, шиитская и хариджитская. Хариджиты считают допустимым вооруженное выступление против правителя, если он в той или иной степени отступает от шариатских принципов управления государством. Это крайнее течение в исламе возникло очень давно, в период правления халифа Али ибн Абу Талиба. То есть хариджиты появились даже раньше, чем сформировались первые шиитские группировки.

Вы, наверно, помните нашумевший процесс над членами террористической группировки "Джейшуллах". Она действовала в Азербайджане примерно в 1996 - 1999 годах. Именно в тот период хариджитские взгляды стали распространяться в нашей стране. Они проникли к нам с Северного Кавказа, и во время Второй Чеченской войны их влияние на молодежь заметно выросло. В тот период в крупных мечетях города Баку предпринимались попытки противостоять распространению этих маргинальных взглядов.

Я не могу сказать, что эти проповеди и назидания были неэффективными. Напротив, во многом благодаря этим разъяснениям многие молодые люди не встали на этот путь, и сегодня хариджитские идеи поддерживает лишь малочисленная группа людей. Тем не менее, еще предстоит проделать большую работу для того, чтобы никакие радикальные группировки не находили социальную базу в Азербайджане.

- Какую угрозу несут эти группировки?

- Хариджитские идеи носят крайне деструктивный характер. Полагаю, на сегодняшний день они не способны серьезно повлиять на внутриполитическую ситуацию в Азербайджане, но их деятельность может быть использована внешними силами, заинтересованными в ослаблении нашей страны. В такой ситуации, на мой взгляд, целесообразно проводить разъяснительную работу среди верующих и объяснять, что хариджитские идеи не имеют отношения к суннитскому и шиитскому богословию. Это отдельное направление в исламе, совершенно чуждое тем религиозным традициям, которые веками распространялись в Азербайджане.

Нельзя и крайне опасно отождествлять хариджитов с другими течениями, будь то суннитами, суфиями или салафитами. Нужно работать, чтобы малограмотные муллы в мечетях и на поминках не допускали подобных ошибок, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к обострению внутриконфессиональных разногласий.

- В последнее время хариджиты активно вербуют азербайджанскую молодежь на войну в Сирии?

- Сирийская карта была очень удачно разыграна геополитическими игроками, стремящимися дестабилизировать ситуацию в исламском регионе. Ситуация настолько нестандартная, что даже соседние мусульманские страны до сих пор не могут выработать единой позиции по сирийскому вопросу. Естественно, что эти разногласия эксплуатируются и открыто на политической арене, и негласно различными спецслужбами.

Не исключаю, что работа ведется и внутри различных мусульманских джамаатов и даже внутри мечетей. Для противодействия такой деструктивной деятельности нужно мобилизовать большие ресурсы. Снова и снова приходится говорить о низком уровне подготовки имамов в мечетях, об их неумении в большинстве случаев грамотно и правильно доносить религиозные знания до прихожан. Речь не о том, как обучить человека молитве или религиозным канонам. Речь о том, как правильно жить в современном мире, сохраняя верность своим убеждениям. К сожалению, мало кто из религиозных наставников действительно помогает своим последователям найти себя в нашем меняющемся мире и состояться как полноценная личность. Над этим нужно работать, и думается, что без поддержки государства нашим религиозным общинам не справиться с такой задачей.

Рамелла Ибрагимхалилова

http://www.vesti.az/news/186468