Когда переводишь Коран, нужно быть готовым к критике

Критика может быть разной: объективной, конструктивной или, наоборот, необъективной. Но есть и откровенные недоброжелатели. К счастью, среди них пока нет авторитетных и именитых ученых-арабистов. Главным образом, это ангажированные религиозные деятели, не пользующиеся доверием среди верующих, но желающие дослужиться до высоких санов. Они критикуют мой перевод лишь потому, что так проще привлечь внимание. 

Отношение к критериям экстремизма всегда будет субъективным

На сегодняшний день самым популярным из всех смысловых переводов Корана в России и на всем постсоветском пространстве является перевод Эльмира Кулиева. В одно время он продавался даже в Израиле. Этот перевод использован в самых популярных исламских приложениях для iPhone и Android. Поэтому не удивительно, что именно этот перевод чаще всего попадает в поле зрения критиков и чиновников, чья деятельность так или иначе связана с религиозной сферой.

Слово Божье запрещали тысячи раз. Но разве от этого его перестали слышать?

Рассматривать происходящее как борьбу православия и ислама — значит не видеть картины целиком. Весь мир превратился в полигон борьбы разнузданного неолиберализма с традиционными или, если хотите, общечеловеческими ценностями. Почему мусульмане чаще других оказываются в центре внимания? Потому что они не только говорят о нравственности и духовности, но и живут сообразно этому.

Для меня признание перевода Корана экстремистским – это не шок!

Каждое решение, касательное запрета религиозной литературы, нужно оценивать отдельно. Есть справедливые решения, но бывают и промахи. Но проблема носит системный характер. Совершенно недопустимо, чтобы на основании одного или двух низкопробных заключений запрещались книги, представляющие научную ценность и получившие прекрасные отзывы специалистов из разных стран.

Азербайджанцам, воюющим в Сирии, можно найти занятие в Карабахе

С идеологией трудно и почти бесполезно бороться насильственными методами. Идею нельзя убить. Ей нужно противопоставить другую, более убедительную и целостную идею. В данном случае мы имеем дело с утопической идеологией, которая дезориентирует слабых людей. Она отрывает их от реальности, которая видится им богопротивной и неприемлемой. 

Постись и будешь здоров!

Испокон веков ограничения в еде и голодание считались полезными для здоровья. В известной книге по врачебной науке Тибета «Жуд-ши» пользе голодания посвящена отдельная глава. Гален и Ибн Сина лечили голоданием целый ряд заболеваний, и современная медицина обосновала эффективность этих методов. Причем речь идет о продолжительном воздержании от еды, гораздо более длительном, чем светлая часть суток.

Вопрос хиджаба не следует политизировать

Современный мир стремительно преображается, и молодежь наиболее восприимчива к разного рода переменам. Она мобильна, энергична, полна энтузиазма и новых идей. Даже в странах с прочными исламскими устоями, где традиционные богословские школы удерживают свои позиции, молодые люди находят средства для самовыражения и заполняют общественное пространство.

Ислам призывает к объединению вокруг общечеловеческих ценностей

Актуальность освоения виртуального пространства и использования современных технологий для реализации самых разных идей сегодня не вызывает сомнения. Социальные сети уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент продвижения креативных проектов. Однако наметившиеся тенденции позволяют предположить, что соцсети общего формата постепенно уступают свои позиции.

Мы надеемся, что сервисы и продукты Salamworld будут интересны не только мусульманским пользователям

Идея создания проекта Salamworld обусловлена бурным распространением Интернета в исламском регионе и отсутствием многофункциональных сетевых ресурсов, учитывающих интересы и предпочтения мусульман. По оценкам экспертов, в настоящее время Интернетом пользуются более 250 миллионов пользователей из мусульманских стран. 

Новая национальная политика в странах ЕС пока не приобрела отчётливые контуры

В послевоенной Европе мультикультурализм рассматривался как основная форма национальной политики. Руководствуясь принципами защиты прав этнических и религиозных меньшинств, демократические государства создавали условия для того, чтобы мигранты могли воспроизвести и развивать этнокультурное сообщество внутри национального общества.

Положительные сдвиги в системе религиозного образования в Азербайджане

Накануне отечественный исламовед Эльмир Кулиев вернулся из Москвы, где принял участие в международной конференции на тему «Повышение квалификации преподавателей и усиление роли педагога в теологическом образовании». Корреспондент газеты "Эхо" попросил его поделиться мыслями о будущем исламского образования в Азербайджане и за рубежом.

Прикосновение к совершенству

В период великих преобразований нужно правильно расставлять приоритеты. В последние годы голоса сторонников необузданной «вестернизации» становятся громче. Они умаляют значение культурных традиций, шаржируют исламскую угрозу, идеализируют западный образ жизни. В действительности же они стыдятся самих себя, испытывают социальную дисфорию, получают наслаждение от присвоения чужих манер.

Запад пытается помешать интеграционным процессам в мусульманском мире

Запад пытается воспрепятствовать политическому объединению исламского мира, и надо задуматься над тем, как противостоять такой внешней агрессии. Мусульманам необходимо преодолеть преграды, мешающие вести активную общественно-политическую деятельность в решении стоящих перед ними задач. Но будет ли политическая активность религиозных общин отвечать интересам самих мусульман?

Ислам – источник силы и средство духовного очищения

Крайне важно, чтобы все мусульмане осознавали истинную цель и предназначение исламской веры, рассматривали её как источник духовной силы и средство духовного очищения, а не как политический инструмент. Мусульмане по-разному видят место религии в современном обществе. Кризис исламской мысли, начавшийся ещё в позднем средневековье, привёл к тому, что мы разучились правильно расставлять приоритеты.

Преступники ставили целью не только устранить ахунда мечети, но и вызвать широкий общественный резонанс

Подобные преступления не оправдываются ни одной традиционной религией. Должны быть приняты меры, чтобы подобное никогда не повторилось. В цивилизованном обществе нет места тем, кто проповедует насилие и покушается на жизнь мирных граждан. Исполнители и вдохновители этого вопиющего преступления должны понести наказание.

Построение правового общества должно опираться на духовность и нравственность

Значимость исламских ценностей для нашего народа очень велика, ведь они определяют не только быт и внешнюю сторону жизни, но и отношение к жизни, форму мышления. Потеря их угрожает и духовному здоровью нации, её культурной самобытности. Трудно представить азербайджанский народ без уважения к старшим и гостеприимства, без смирения перед Кораном и любви к потомкам нашего Пророка.

Образ ислама не должны формировать невежественные муллы, поджидающие у ворот мечетей и кладбищ

Ни радикальные религиозные идеи, проникающие из-за рубежа, ни западную массовую культуру, изменившую до неузнаваемости нашу молодёжь, нельзя назвать традиционными для нашего народа. Многие из этих идеологий сформировались на чуждой Азербайджану историко-культурной основе и эксплуатируются для подрыва азербайджанской идентичности.

Азербайджан располагает всем необходимым, чтобы сотворить своё чудо

Религиозные знания не должны порождать зло и ненависть. Вера помогает выстроить отношения с Всевышним Создателем и окружающим миром, установить гармонию в собственной душе. Вся совокупность религиозных предписаний — это путь познания Аллаха, приближения к Нему, путь самоочищения и самосовершенствования. Этого нельзя достичь благодаря ненависти или нетерпимости.

Запад должен поучиться религиозной терпимости у Азербайджана

Интерес к исламу в нашем обществе очевиден. Однако особенности религиозной жизни в стране меня совершенно не радуют. Среди выраженных религиозных лидеров мало тех, которые правильно оценивают роль религии в современном обществе. Большинство их — традиционалисты, не осознающие потребности в переменах и не способные превратить ислам в один из факторов социального прогресса.

В переосмыслении религиозных ценностей нуждается всё общество

Многие мусульмане отвергают идею реформации, даже не вникая в её суть. Однако она отнюдь не чужда нашей религии и даже находит отражение в хадисах нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Речь идёт не об изменении или отмене коранических постулатов, а о критическом осмыслении традиции в свете самого Корана и нынешних общественных отношений, о реформе общественного сознания.