Всевышний Аллах объявил жертвенными животными только домашнюю скотину: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (ал-Хаджж, 34).

Приносить в жертву можно верблюдов и верблюдиц, достигших пятилетнего возраста, быков и коров, достигших двухлетнего возраста (некоторые, в т.ч. ханафитский правовед ал-Маргийани и шафиит ал-Буджайрами, относили к ним и буйволов), козлов и коз старше годовалого возраста, баранов и овец старше шести месяцев. В пользу этого свидетельствует хадис Джабира о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приносите в жертву только тех животных, у которых уже вышли постоянные зубы. Если же для вас это трудно, то принесите в жертву овец в возрасте от шести до десяти месяцев». Его передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.

У овец постоянные зубы тоже прорезываются в годовалом возрасте, однако в хадисах разрешается приносить в жертву и тех овец, которым исполнилось всего шесть месяцев. Ахмад и ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир» передали со слов Умм Билал, что Пророк сказал: «Приносите в жертву овец старше шести месяцев, ибо это дозволено». Ал-Албани назвал хадис достоверным. Ибн ‘Умар и аз-Зухри не разрешали приносить в жертву овец до одного года, но большинство улемов считало, что поступать так разрешено, независимо от того, есть животные постарше или нет. Ибн ‘Усаймин в «аш-Шарх ал-мумти‘» (7/460) отметил, что у шестимесячной овцы шерсть на спине начинает ложиться, а шерсть более молодых овец стоячая.

Козлят моложе годовалого возраста приносить в жертву нельзя. Ал-Бухари, Муслим и др. передали со слов ал-Бары ибн ‘Азиба, что его дядя по материнской линии, которого звали Абу Бурда, принёс жертву до [праздничного] намаза. Посланник Аллаха сказал: «Твоя овца зарезана на мясо». Он сказал: «Посланник Аллаха, у меня есть домашний козлёнок, которому больше шести месяцев». Пророк сказал: «Зарежь его, но это не позволено никому, кроме тебя». А потом он сказал: «Кто зарезал животное до намаза, тот сделал это для себя, а кто зарезал его после намаза, тот совершил жертвоприношение и последовал путём мусульман».

Ибн Кудама пишет, что не засчитывается принесение в жертву быка, один из родителей которой был диким. Сторонники умозаключений, напротив, разрешали приносить в жертву одомашненного быка, если даже их родитель был диким. Однако приведённый выше аят свидетельствует в пользу первого мнения. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Не засчитывается жертвоприношение животных, имеющих очевидные физические недостатки. Передают со слов ал-Бары бин ‘Азиба, что однажды Посланник Аллаха поднялся на ноги и сказал: «Четырёх животных нельзя приносить в жертву: животное, ослепшее на один глаз, чья слепота очевидна; больное животное, чья болезнь не вызывает сомнения, хромое животное, чья хромота бросается в глаза, и старое животное, у которого уже не осталось мозгов». Хадис передал Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным. Ал-Албани назвал его иснад достоверным.

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Посланник Аллаха запретил приносить в жертву животное с отрезанным рогом или ухом». Катада сказал: «Я спросил об этом Са‘ида ибн ал-Мусаййаба, и тот сказал, что это животное, у которого нет половины уха или больше». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но последний не привёл слов Катады в конце. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Ал-Хаким назвал его иснад достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

Шейх ал-Албани в своём исследовании отметил, что единственным передатчиком этого хадиса со слов ‘Али был Джурайй ибн Калб ас-Садуси. Абу Хатим сказал: «На его хадисы нельзя опираться». Аз-Захаби сообщил об этом в «Мизане», но добавил, что Катада хвалил его. Этот хадис усиливается похожими сообщениями, но в них ничего не говорится о рогах. Напротив, Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал о поломанном роге: «Он не навредит тебе». Поэтому ал-Албани заключил, что в целом хадис достигает степени достоверного, но упоминание о роге является неприемлемым (мункар). Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и большинство улемов разрешали приносить в жертву животных с поломанным рогом.

Таким образом, не засчитывается принесение в жертву животного, ослепшего на один глаз, если слепоту можно заметить (если слепоту нельзя увидеть глазом, то жертвоприношение засчитывается, хотя лучше выбрать другое животное); слепого на оба глаза; истощённого от старости, у которого не осталось костного мозга (если скотина старая, но не до такой степени, то жертвоприношение засчитывается); хромого, которое отстаёт от здоровых и не может нормально питаться вместе с ними (если оно не отстаёт от здоровых, то жертвоприношение засчитывается, хотя лучше избегать этого); больного, если следы болезни видны на нём или сказываются на его состоянии.

Некоторые учёные считали, что не засчитывается принесение в жертву животных с отрезанными ушами. Другие считали, что это нежелательно, но не запрещено, поскольку на эту тему нет достоверных хадисов. Тем не менее, как уже было отмечено выше, сообщения об этом усиливают друг друга.

Согласно наиболее правильному мнению, разрешается приносить в жертву животных с высохшим выменем, не имеющих хвоста от рождения или с отрезанным хвостом, с обломанными рогами, с поломанными зубами или вообще лишившихся зубов. Хотя перечисленные качества являются недостатками, принесение в жертву таких животных не запрещается и не считается нежелательным, поскольку в хадисах нет никаких указаний на этот счёт.

Что касается кастрированных животных, то их разрешается приносить в жертву. Имам Ахмад передал со слов Абу Рафи‘, что Посланник Аллаха принес в жертву двух белых кастрированных баранов». Шейх ал-Албани назвал хадис достоверным. Кроме того, мясо самца, у которого отрезаны яички, считается более вкусным. Относительно жертвоприношения животного, у которого наряду с яичками отрезан половой член, существуют такие же разногласия, как и относительно скотины с отрезанными ушами или хвостом.