Физиологические выделения из влагалища состоят из слизи, выделяемой железами шейки матки и эндометрия, вагинального транссудата и отмерших клеток эпителия. Эта смазка защищает поверхность влагалища от раздражения и пересыхания, а её количество и свойства зависят от гормонального фона женщины, фазы менструального цикла и половой жизни. В преддверие влагалища открываются протоки бартолиновых и парауретральных желез, секрет которых увлажняет вход во влагалище и увеличивается при половом возбуждении. Таким образом, влагалищная жидкость состоит из нескольких компонентов, отличающихся друг от друга по цвету, консистенции и другим свойствам. И законоведы высказывали разные мнения о том, считаются эти выделения чистыми или нет.

Как сообщил кадий ‘Ияд, маликитские законоведы считают влагалищную жидкость нечистой [Аль-Хаттаб, Мухаммад ибн Мухаммад. Мавахиб аль-джалиль. Т. 1. С. 105]. В качестве доказательства они приводят рассказ Зайда ибн Халида о том, что он спросил у ‘Усмана ибн ‘Аффана, что нужно делать, если вступил в интимную близость, но не произошло семяизвержения, и ‘Усман сказал ему: «Пусть совершит обычное омовение, которое он совершает для молитвы, и вымоет половой орган. Я слышал об этом от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Потом он спросил об этом ‘Али ибн Абу Талиба, аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама, Талху ибн ‘Убайдаллаха и Убайя ибн Ка‘ба, и все они велели ему поступать так же (аль-Бухари 179, Муслим 347). Общеизвестно, что впоследствии это предписание было заменено полным ритуальным омовением после интимной близости, даже если семяизвержения не произошло. Однако повеление мыть половой орган не было аннулировано, а значит, женские выделения считаются нечистыми, так как в противном случае не было бы надобности смывать их.

Большинство шафиитов, а также имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали чистыми выделения из преддверия влагалища и нечистыми выделения из его внутренней части [Аль-Хатыб аш-Шарбини. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 235-236; Ибн ‘Абидин. Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 349]. В том, что касается внутренней части влагалища, они опирались на приведённые выше слова ‘Усмана. А что касается выделений из преддверия влагалища, то они сравнивали их с носовой слизью, потом, слезами и слюной, которые считаются чистыми по всеобщему мнению. Кроме того, подобные выделения происходят постоянно в течение дня, и очищаться от них обременительно, что противоречит лёгкости исламской религии.

Согласно третьему мнению, которого придерживался Абу Ханифа и большинство ханбалитов, любые выделения из влагалища и его преддверия являются чистыми, как и носовая слизь, слюна, слезы и пот, и проводить аналогию между этими выделениями и мочой неправильно [Ибн ‘Абидин. Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 313; аль-Бахути. Кашшаф аль-кина‘. Т. 1. С. 195].

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, что как-то раз у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили, что делать со спермой, попавшей на одежду, и он ответил: «Она подобна носовой слизи и слюне. Тебе достаточно стереть её тряпкой или душистым тростником» (ад-Даракутни 1/305, аль-Байхаки 2/418). И хотя есть мнение, что эти слова принадлежат не Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а самому Ибн ‘Аббасу, они усиливаются хадисом матери верующих ‘Аиши: «Я соскабливала высохшую сперму с одежды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он молился в ней» (Муслим 288). Как известно, после интимной близости выделения мужчины и женщины смешиваются, и если бы они считались нечистыми, то недостаточно было бы соскоблить их с одежды, а пришлось бы мыть.

В пользу этого мнения свидетельствуют и другие доводы. Прежде всего, в Коране сказано: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: “Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся”» (сура 2 «Корова», аят 222). Как известно, по завершении менструации выделяется жидкость белого цвета, которая указывает на очищение. И если бы эти выделения были нечистыми, то Аллах не назвал был их появление очищением.

Из пречистой Сунны также известно, что первые мусульмане молились в одежде, которая была на них во время интимной близости, хотя на ней с большой долей вероятности были следы мужских и женских выделений. Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к нам, и с его головы капала вода. Он совершил с нами молитву, завернувшись в одну одежду, один край которой он закинул на плечо. Когда он завершил молитву, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: “О Посланник Аллаха! Ты совершаешь с нами намаз в одной одежде?” Он сказал: “Да, я совершаю в ней молитву и вступаю в ней в интимную близость”» (Ибн Маджа 541). В «Мусаннафе» ‘Абд-ар-Раззака (1429) приводится рассказ Са‘ида ибн аль-Мусаййиба о том, что у Ибн ‘Умара спросили, молится ли он в одежде, в которой вступает в интимную близость, и он ответил: «Вчера я вступил в интимную близость в одежде, которая на мне сейчас, и я совершаю в ней молитву».

Кроме того, нет ни одного аята или хадиса, пусть даже слабого, в котором влагалищная жидкость называется нечистой. Также на эту тему нет ни одного высказывания сподвижников или их учеников. Согласно принципам мусульманского права, любая вещь считается чистой до тех пор, пока не доказано обратное. В нашем случае такого доказательства нет. Более того, тело любого живого человека, независимо от его вероисповедания, считается чистым, и только некоторые захириты ошибочно считали нечистыми тела неверующих при жизни. Поэтому для того, чтобы говорить о нечистоте той или иной части организма, нужны веские доказательства.

Наконец, если бы влагалищная жидкость была нечистой, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, непременно разъяснил бы это своим жёнам, дочерям и остальным сподвижникам, и на этот счёт было бы много сообщений. Мать верующих ‘Аиша говорила: «Как хороши женщины ансаров! Стыд не мешает им обучаться религии» (Муслим 332). Они спрашивали его о маточных кровотечениях, выделениях жёлтого и коричневого цвета, поллюции и многом другом, и они не стыдились передавать эти знания своим ученикам. Если бы они знали о нечистоте ежедневных выделений, то обязательно сообщили бы об этом. Однако из хадисов можно сделать вывод, что они не обращали внимания на подобные выделения.

Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, что одна женщина спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о менструальной крови, попавшей на одежду, и он сказал: «Если менструальная кровь попадет на одежду какой-либо из вас, то пусть она соскоблит её, а затем польёт её водой. После этого она может молиться в ней» (аль-Бухари 307). Трудно представить, что женщина спросила его о кровотечении, происходящем всего лишь несколько дней в месяц, и не спрашивала его о выделениях, с которыми сталкивается ежедневно.

Мать верующих ‘Аиша сказала: «У каждой из нас была только одна одежда, которую она носила во время менструации, и если кровь попадала на неё, то она смачивала пятно слюной и соскабливала его ногтями» (аль-Бухари 312). Это сообщение явно указывает на то, что первые мусульманки очищали одежду только от крови.

Что же касается хадиса о том, что в случае прерывания полового акта до того, как происходит семяизвержение, нужно помыть половой орган, то данное предписание носит рекомендательный характер и не является обязательным. Ханафитский богослов Юсуф аль-Маляти, комментируя хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ‘Али ибн Абу Талибу вымыть половой орган после выделения предсемени, сказал: «Смысл повеления вымыть половой орган в том, чтобы остановить выделение предсемени, подобно тому как вымя жертвенного животного поливают водой, чтобы остановить выделение молока» [Аль-Му‘тасар мин аль-Мухтасар. Т. 1. С. 14].

Таким образом, несмотря на разногласия между законоведами четырёх мазхабов, мнение о том, что физиологические выделения из влагалища являются чистыми, представляется нам более убедительным. А Аллах знает лучше.