18 джумада аль-уля 1149 года от Хиджры (13 (24) сентября 1736) был заключен Стамбульский мирный договор между Османской империей и Персией. Договор завершил шестилетнюю турецко-персидскую войну, начавшуюся в 1730 году. Несмотря на то, что мирное соглашение предусматривало возвращение персам территорий, утраченных в результате турецко-персидской войны 1723-27 годов, иранский правитель Надир-шах так и не ратифицировал его. Не последнюю роль в этом сыграла Россия — союзник Персии на Южном Кавказе.

В первой половине XVIII века резко обострились отношения между Османской империей и Персией. Так, с 1723 по 1746 гг. произошло три ирано-турецких войны, которые в совокупности продлились 13 лет. Ареной соперничества двух государств были Южный Кавказ и Ирак. В 1730 году персидский военачальник Надир-кули из тюркского племени афшар нарушил условия Хамаданского договора, завершившего войну 1723-27 гг. Он захватил Тебриз и изгнал турецкие войска из Хорасана, Керманшаха и Южного Азербайджана. В 1731 г. восстали афганцы Хорасана, и Надир-кули отправился со своим войском на его подавление. Шах Тахмасп II, опасавшийся усиления своего военачальника, предпринял самостоятельные военные действия против турок, но был разбит под Хамаданом. В начале 1732 г. шах заключил с османами договор, согласно которому Турция удерживала за собой Южный Кавказ севернее реки Аракс в обмен на Тебриз. Это никоим образом не вписывалось в планы Надира-кули, который спустя всего десять дней после персидско-турецкого соглашения самостоятельно заключил с Россией договор в Реште о совместных военных действиях против Османской империи.

Вступив в прямой конфликт с шахом, Надир-хан приложил все усилия, чтобы вызвать народное негодование против унизительного договора с турками. В результате в том же году он сверг Тахмаспа II, провозгласил шахом его восьмимесячного сына Аббаса III и объявил себя регентом. В конце 1732 года при поддержке России Надир-хан опять развязал военные действия против Турции, а в 1733 г. дважды осаждал Багдад, вынудив турецкого пашу Багдада подписать договор о признании границ по Зухабскому миру 1639 года. Когда договор был отвергнут султаном, Надир-хан перенёс боевые действия на Южный Кавказ. В 1734 — 1735 гг. его войска завоевали и опустошили Северный Азербайджан, Восточную Армению и Восточную Грузию.

В марте 1735 г. Надир-хан и российский князь Голицын подписали Гянджинский трактат. Он был заключён накануне русско-турецкой войны 1736 — 1739 гг. В соответствии с его условиями Российская империя обязывалась вернуть Персии Баку и Дербент с прилежащими землями в обмен на обязательство Персии не передавать их под власть других держав и продолжать войну с Турцией, пока не будут отвоёваны все захваченные ею территории. Кроме того, обе стороны обязывались не заключать сепаратный мир с Османской империей.

Однако Надир-хан нарушил условия Гянджинского трактата, отправив к султану своих послов для ведения сепаратных переговоров. Это было вызвано тем, что правитель Персии желал покончить с тяжелой шестилетней войной, дабы направить все силы на укрепление своей власти в Афганистане. Кроме того, заключением мирного договора с османами Надир-хан стремился создать необходимые условия для предстоящих походов против Афганистана и Индии и добиться официального признания перехода Южного Кавказа к Ирану.

Важную роль в этих переговорах сыграла британская дипломатия. Дело в том, что Англия давно вынашивала план относительно ирано-турецкого союза, направленного против России. Предварительные переговоры между представителями Ирана и Турции начались в Эрзеруме в мае 1736 г. Однако они провалились. Как было отмечено выше, по третьему пункту Гянджинского трактата Россия и Персия обязывались не заключать сепаратного мирного договора. Турция же категорически воспротивилась участию российских дипломатов в переговорах, мотивируя это тем, что Россия с апреля 1736 г. является воюющей против неё стороной. После провала этих переговоров Россия надеялась, что Надир-хан возобновит войну против Турции.

Между тем Надир-шаху (он провозгласил себя шахом в марте 1736 г. после насильственной смерти малолетнего шаха Аббаса III) было необходимо срочно высвободить силы для подавления народных восстаний. Поэтому втайне от России он возобновил переговоры с султаном при посредничестве английского представителя в Стамбуле. Заключив с турками договор в сентябре 1736 г., Надир-шах тут же дал тайное указание своему послу в России сообщить петербургскому двору, что соглашение было необходимо для успешного подавления антииранских выступлений и что он не ратифицирует его. И действительно, подавив восстания, Надир-шах не ратифицировал мирный договор с Турцией, улучшив пошатнувшиеся отношения с Россией.