Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مِنْ حُسْنِ إِسْلاَمِ الْمَرْءِ تَرْكُهُ مَا لاَ يَعْنِيهِ.

«Поистине, Аллах не забирает знания, отнимая их у людей внезапно, но забирает их со смертью ученых. Когда не остается ученых, люди выбирают невежественных вождей. Их спрашивают, и они выносят фетвы, впадая в заблуждение и вводя в заблуждение других». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Есть знания, приобретаемые в процессе наблюдений, переживаний или экспериментов, и знания, приобретенные посредством анализа и обобщения доказанных фактов и достоверных сведений. А есть знания, почерпнутые из Божьего откровения. Они проливают свет на сложнейшие философские вопросы, беспокоящие каждого думающего человека. Они воссоздают целостную картину бытия, связывая воедино такие противоположности, как добро и зло, добродетель и порок, жизнь и смерть. Они исправляют ошибочные представления о важнейших событиях в мировой истории и подтверждают истинность ряда научных теорий, имеющих первостепенное значение. Они помогают правильно выстроить отношения с Всевышним Аллахом, к которому мы вернемся, с обществом, в котором мы живем, и с самими собой.

На протяжении всей истории человечества исчезновение таких знаний было причиной отправления посланников и низведения священных книг, хранить которые было долгом ученых мужей. Но последнее и заключительное откровение Аллах обязался сохранить сам. Он обещал уберечь от искажения его текст и его смыслы и создает для этого людей, которые всецело посвящают себя изучению и преподаванию Его писания и сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Исчезновение таких людей, праведных и благочестивых, обладающих твердыми знаниями и призывающих на прямой путь, является одним из признаков Судного Дня. А накануне этого страшного дня знание об откровении и вовсе исчезнет. Всевышний призовет души праведников, читавших Коран и соблюдавших его заповеди, учивших добру и предостерегавших от грехов. И тогда на земле не останется ни единого экземпляра Священной Книги. Все записи исчезнут. Слово Аллаха вернется к Нему, ибо не будет на земле тех, кто достоин читать его.

Но это время еще не наступило. Хвала Аллаху, еще живы праведные ученые, скрупулезно изучающие священные тексты и постигающие хранящуюся в них мудрость. Из поколения в поколение они передают знания о Коране и хадисах посланника, мир ему и благословение Аллаха, обучая мусульман жить и поступать так, как поступили бы первые мусульмане, окажись они на нашем месте. Однако голоса этих праведных людей тонут в многоголосье современного мира, среди лживых обвинений недругов ислама, чудных домыслов еретиков, витиеватых речей философов и сомнительных доводов ориенталистов. Они слышны лишь тем, кто желает прислушаться к ним, чье сердце открыто для восприятия истины и следования ею. Не случайно наш век называют веком информации и информационных технологий. Раньше говорили о торжестве науки, полагая, что в скором времени она даст ответы на все вопросы. Но теперь человечество не питает больших иллюзий и светлых надежд. Оно смирилось с тем, что просто поглощает информацию и не важно какую. Видимо, это и есть дыхание Судного Дня, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди признаков Судного часа увеличение числа купцов и появление знаний». Этот хадис передал ан-Насаи со слов Амра ибн Туглаба.

Здесь речь идет о появлении наук, которые не будут приближать человека к познанию Всевышнего. И действительно, человечество накопило небывалый запас знаний и продолжает усиленно изучать внешнюю сторону окружающего мира. Ученые проникают в тайны космоса, расшифровывают генетический код, выращивают кристаллы, способные хранить в себе содержимое больших библиотек, но этих умений хватает лишь для того, чтобы поддерживать технологический прогресс. Научные факты, отделенные от божественного откровения, как раздельные фрагменты мозаики, не дают целостной картины бытия и не обогащают наш внутренний мир. Нравственная ограниченность «чистой науки» и ее внутренние теоретические противоречия, раскрывшиеся в самых разных областях, привели к кризису научного мышления на Западе и повышенному интересу к иррациональному, мистическому, оккультному. Очевидно, это сыграло свою роль и в крушении надежд мусульманского модернизма, увлеченного западными философскими идеями. В поисках ответов мусульмане снова обратились к религии, однако это возвращение оказалось нелегким и в каждой стране приняло свои особые формы.

Наряду с такими проблемами, как отставание в науке, в социальном, экономическом и техническом отношении, мусульманам приходится преодолевать и религиозное невежество. Для исламского мира эта проблема является критической не только потому, что религиозные знания и праведные дела обеспечивают человеку спасение после смерти. Велико значение религии, ее норм и ценностей в жизни самих мусульманских обществ. Можно предположить, что здесь секуляризация не пойдет по европейскому сценарию. Мусульмане не откажутся от ислама, как в свое время европейцы отвернулись от христианства и церкви. В отличие от Европы, где торжество христианства пришлось на мрачное средневековье, в истории мусульманских народов эпоха ислама связана с великими победами и расцветом науки и культуры. Кроме того, ислам имеет слишком крепкую основу и убедительное учение и не уступит противоборство никакой другой идеологии. Поэтому религиозную безграмотность можно рассматривать и как угрозу стабильности мусульманских стран, и как серьезное препятствие на пути их социокультурного и экономического развития.

Возвращаясь к хадису, который навел нас на эти размышления, хочу еще раз отметить, что знания об откровении исчезают с уходом тех, кто правильно понимает писание Аллаха и сунну Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Истинность этого утверждения как нельзя лучше подтверждается в наше время, когда экземпляры Священного Корана издаются огромными тиражами и лежат на полках мечетей во всех уголках мира, когда смыслы священной книги перекладываются на языки различных народов, когда благодаря современных технологиям многочисленные своды хадисов удалось собрать воедино и систематизировать и каждый пользователь Интернета имеет свободный доступ к этой необъятной кладези знаний. Но разве каждый, кто читает Коран, правильно понимает его смысл? Или каждый, кто вычитал хадис посланника, мир ему и благословение Аллаха, может найти ему правильное применение?

Повсеместное распространение тафсиров Корана, сборников хадисов и сочинений по мусульманскому праву, ранее предназначавшихся для тех, кто кропотливо изучал теологию под руководством мудрого наставника, стало источником новых проблем и испытаний. Словно из ящика Пандоры на мусульман посыпались давно забытые средневековые разногласия, малограмотные люди заразились буквалистским прочтением священных текстов, недоучившиеся шейхи стали собирать вокруг себя толпы последователей, выпячивая ошибки выдающихся имамов и зарабатывая дешевый авторитет на скандальных темах. Первейшие ценности ислама оказались вытеснены дискуссиями о форме и внешних проявлениях, а сектантское мышление разъело связи внутри уммы и нравственные устои. Спастись от этих напастей сумели лишь те, кого Аллах по милости Своей наделил правильным пониманием Корана и Сунны и научил смотреть на вещи Его глазами. Это праведные богословы, неотступно следующие дорогой нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и их верные последователи. Это спасенная община тех, кто устоял перед сомнениями, не поддался искушениям и не отступил от срединного пути, который Аллах одобрил для Своих верующих рабов.

Они сделали довольство Аллаха и последнюю жизнь вершиной своих устремлений, а из земных благ взяли для себя ровно столько, сколько необходимо для преодоления этой крутой стези. Они признали себя рабами Всевышнего Творца, отрекшись от преклонения и пресмыкательства перед всем сотворенным. Они довольствовались тем, что разрешил их Господь и чем Он доволен, и отказались от всего, что Он запретил и ненавидит. Они приняли милость наместничества, чтобы благоустроить мир вокруг себя, установить в нем справедливый порядок и передать его своим потомкам в наилучшем виде. Они поклоняются только Аллаху и не молятся наряду с ним ни ангелам, ни пророкам, ни праведникам. Они любят Аллаха и любят все остальное только ради Него. Помогая нуждающимся и сиротам, они ищут только Его довольство, даже не помышляя о людской награде и благодарности. Они отворачиваются от невежд, проявляют снисходительность к глупцам, но не закрывают глаза на жестокость и несправедливость. Им ненавистны грехи и больше всего они боятся не оправдать доверие Аллаха и вызвать Его гнев. Они презирают отчаяние и бросают вызов любым трудностям. Они ставят перед собой высокие цели, но не кидаются к ним опрометчиво, с опущенной головой и закрытыми глазами, а поступают мудро и расчетливо.

Их руководство по жизни — Священный Коран, а их идеал — Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В писании своего Господа они находят мудрость, опережающую времена, а в сунне Его посланника — ее практическое воплощение. Они извлекают самое ценное из многовековой мудрости, накопленной мусульманами, и не пренебрегают полезными знаниями, разбросанными по свету. Они извлекают уроки из прошлого, их взгляды устремлены в будущее, но больше всего они ценят сегодняшний день, стараясь прожить его правильно, с пользой для себя и для других. И поэтому они идут в ногу со временем, не строя призрачных иллюзий и не питая ложных надежд, а принимая мир таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, возможностями и вызовами. Они осознают свою ответственность за эту землю и за всякую живую тварь, которая обитает на ней, свою ответственность за людей, которые не ведают истины и нуждаются в свете Божием. Ведь они по милости Его знают — знают, что Господь их не создал этот мир ради забавы и не предоставил человека самому себе, а наделил его разумом и низвел ему верное руководство, чтобы простить тех, кто проявил смирение и уверовал, и призвать к ответу тех, кто возгордился и отвернулся.

О Аллах, укрась наши сердца любовью к полезным знаниям и вдохнови нас на неотступное следование им! Защити нас от обольщения красивыми речами лицемеров и от бессилия перед сомнительными доводами заблудших! Окружи нас праведными людьми и приведи нас к праведным рабам Твоим, обучающим истине от Тебя! Позволь нам вкусить от плодов райских прежде, чем мы расстанемся с этим жалким миром, не вмещающим наших надежд и желаний! Приблизь нас к Себе, Господи, и не отворачивайся от бессильных рабов Твоих из-за грехов наших, ведь Ты — Слышащий, Всеведущий!