В предыдущих главах мы разъяснили, что исламские представления относительно предопределения не оправдывают расслабления, лености и праздности — всего того, что за несколько веков поразило большую часть мусульманской уммы под предлогом «веры в предопределение». Причина этого в том, что мусульмане уклонились от правильного понимания этого вопроса.

Тому, кто размышляет над правильными исламскими убеждениями в данном вопросе, становится ясно, что в действительности они приносят большую пользу и во все времена были и остаются причиной благополучия человека и общества.

В этой главе мы попытаемся пролить свет на некоторые плоды веры в предопределение, открывшиеся нам в ходе данного исследования.

Вера в предопределение — путь к избавлению от многобожия

Многие философы полагают, что добро происходит от Аллаха, а зло является порождением других богов. Причина таких суждений — нежелание приписывать зло Всевышнему Аллаху.

Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Те из мусульман, которые считают, что Аллах не творит деяний рабов или же не создает их дурных поступков, фактически тоже верят в существование наряду с Ним других творцов.

Полностью придерживается единобожия только тот, кто признаёт Аллаха Единственным Творцом во Вселенной, кто верит, что всё создано по Его желанию и что происходит только то, чего Он хочет, а то, что Ему не угодно, не может произойти. Каждый, кто не уверовал в предопределение, фактически не признал единства Господа и не познал Его надлежащим образом. Вера в предопределение — разделительная черта между единобожием и многобожием. Тот, кто уверовал в предопределение, признаёт, что эта Вселенная и всё, что есть в ней, созданы одним-единственным Богом. Тот же, кто не верит в судьбу, неизбежно признаёт существование наряду с Аллахом других богов и творцов.

Верность прямому пути и в радости, и в горе

По причине своего несовершенства и своей слабости люди не проявляют твёрдости в следовании прямым путём. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро, кроме молящихся» (сура 70 «Ступени», аяты 19-22).

Вера в предопределение помогает человеку всегда придерживаться прямого пути, не обольщаться благами и не отчаиваться из-за трудностей. Такой человек знает, что он получает блага благодаря милости Аллаха, а не благодаря своему уму или своей расчётливости.

«Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха» (сура 16 «Пчёлы», аят 53). Его положение отличается от положения Каруна, который был несправедлив к своим соплеменникам и превознёсся над ними из-за сокровищ и богатств, которыми Аллах одарил его. В Коране сказано: «Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: “Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие”. Он сказал: “Всё это даровано мне благодаря моему знанию”» (сура 28 «Рассказ», аяты 76-78).

Если несчастья и испытания постигают верующего, он знает, что они предопределены Аллахом для того, чтобы проверить его. Поэтому он не беспокоится и не отчаивается, а, наоборот, надеется на награду Аллаха и проявляет стойкость, и эта вера вселяет в него удовлетворённость и умиротворение. В Коране сказано: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, [записано] в писании ещё до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. [Мы поведали об этом] для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» (сура 57 «Железо», аяты 22-23).

Поэтому Аллах похвалил рабов, «которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (сура 2 «Корова», аяты 156-157).

Тот, кто верит в предопределение, всегда настороже

Тот, кто верит в судьбу, всегда проявляет настороженность. «Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (сура 7 «Ограды», аят 99).

Души рабов постоянно переворачиваются и изменяются. Они находятся между двумя пальцами Милостивого Аллаха, и Он переворачивает их, как пожелает. Есть много искушений, которым подвергаются люди, и поэтому верующий всегда остерегается того, что может сбить его с пути. Он боится расстаться с жизнью за дурным занятием. Он не знает лености и расслабления. Напротив, вера побуждает его усердно следовать прямым путём, совершать много праведных поступков, сторониться ослушания и пагубных грехов.

Помимо того, его сердце всегда связано с Творцом. Он взывает к Нему с мольбами, надеется на Него и молит Его о помощи. Он просит Аллаха утвердить его стопы на пути истины, одарить его здравостью и прямотой.

Твёрдость в преодолении трудностей и опасностей

Если человек уверовал в то, что все беды, которые могут выпасть на его долю, уже предопределены, если он знает, что земной удел и срок жизни зависят от воли Аллаха, то он с лёгкостью преодолевает трудности и страхи. Его сердце полно твёрдости и решимости, а его дух приподнят. Именно эта вера побуждает людей бороться, не зная страха. Такой человек не жалеет своей жизни и бросается туда, где его может настичь смерть, но, в конце концов, спокойно умирает в своей постели, сожалея о том, что ему не суждено было пасть смертью мученика, хотя он всю жизнь преодолевал опасности и страхи.

Именно эта вера поддерживает сердца праведников в борьбе с несправедливыми тиранами. Они не опасаются упрёков со стороны людей, потому что знают, что всё во власти Аллаха и что с ними случится только то, что уже предопределено. Они не скрывают правду из страха перед лишениями, ибо земной удел — в руках Аллаха. Ведь никто не сможет отнять то, что Аллах предписал человеку, и никто не сможет одарить тем, чего Он лишил его.