Аль-Мутакаббир (Величавый, Горделивый) — это Тот, Кто величавее всех творений и превыше любых недостатков и любого сходства с творениями, Кто горделиво возвышается над сотворённым миром и унижает любого, кто пытается возвыситься в нём.

Величие Аллаха истинно и не зависит от происходящего в тварном мире. Он горд тем, что Он сотворил, и предостерегает людей от бесполезных попыток уподобиться Ему в сотворении. Он запрещает искажать внешний вид Его творений, наносить татуировки и выжигать тавро у лошадей и других животных. Он также горд тем, что Он повелел, и не позволяет никому оспаривать Его власть и приказы. Тех, кто покоряется Ему, Он царственно приближает к Себе, и тех, кто смиренно возвращается к Нему, Он великодушно прощает, а тех, кто надменно отворачивается от Него, Он сурово карает.

Не приличествует творениям кичиться и превозноситься, ибо сотворены они были и существуют только по милости Господа, и все достоинства, которыми они обладают, и блага, которыми они пользуются, и преимущества, которые они имеют перед другими, — только от Него. Не подобает нам надменно ходить пред Богом, Который знает каждый наш помысел и видит каждое движение нашей души и тела. Ведь как сказано в Коране: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не ступай по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура 31 «Лукман», аят 18).

Гордецы лишают себя милости Господа. Их сердца запечатываются, и свет знамений Его более не проникает в них. В день воскрешения им будет сказано: «Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле без всякого права» (сура 46 «Барханы», аят 20). Этому аяту вторит хадис кудси: «Могущество — это Мой изар, а величавость — Моя накидка, и если кто-либо попытается отнять у Меня одно или другое, то Я покараю его» [Муслим 2620, Абу Давуд 4090, Ибн Маджа 4174].

Могущество и величавость — это атрибуты Аллаха, а изар и накидка не относятся к Его атрибутам. Аллах привёл их пример для того, чтобы нам стало ясно положение двух атрибутов Аллаха, с которыми они сравниваются. Ибо как человек не делит ни с кем своего изара или своей накидки, так и Аллах не желает ни с кем делить могущество и величавость. И как одежды скрывают тело человека, так и могущество и величавость Аллаха скрывают Его от взоров творений. Об этом сказано в достоверном хадисе: «В Раю есть два сада, в которых сосуды и всё прочее из серебра, и два сада, в которых сосуды и всё прочее из золота, и ничто не мешает обитателям садов Адна взглянуть на их Господа, кроме накидки величия на Его лике» [аль-Бухари 7444, Муслим 180].

Поэтому растит семена гордыни в своей душе только тот, кто не осознал своего места и предназначения, кто не увидел своего начала и конца, кто не познал ни себя, ни своего Господа. «Они не ценили Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его десницей. Свят Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи» (сура 39 «Толпы», аят 67).

Однажды, стоя на минбаре, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл этот аят, а потом сказал: «Аллах говорит: «Я — Могучий, Я — Величавый, Я — Царь, Я — Превознёсшийся». Он прославляет Самого Себя». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал повторять эти слова, так что минбар под ним затрясся, и людям показалось, что он вот-вот сломается под ним [Ахмад 5457].

Могущество, величие, величавость — это качества Всевышнего Аллаха, и никто из творений не имеет права претендовать на них. Даже малая капля высокомерия, тщеславия или горделивости может погубить верующего, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом хотя бы с горчичное зёрнышко» [Муслим 91].

Но как заметить эту каплю яда в своей душе, которая есть целый мир? Как отличить её, например, от желания выглядеть красиво или чувства собственного достоинства? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил нам и это, сказав: «Высокомерие — это надменное отрицание истины и пренебрежение людьми» [Муслим 91, Абу Давуд 4091, ат-Тирмизи 1998, Ибн Маджа 59].

Поэтому всякий, кто пытается возвыситься над людьми или хочет, чтобы другие унижались перед ним, чувствовали себя зависимыми от него и оставались должными ему, фактически посягает на исключительное право Аллаха. И всякий, кто пренебрегает истиной и хочет, чтобы она зависела от его желаний, нарушает порядок во Вселенной и бросает вызов её Могущественному Создателю.