Смута – это период испытания, искушения и беспокойства. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что настанут времена, когда вера мусульман будет испытывать настолько великие потрясения, что многие будут впадать в неверие и заблуждение.

Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перед наступлением Конца света будут периоды испытаний, подобные мрачной ночи. Человек, который еще утром был верующим, к вечеру станет неверным. А человек, который еще вечером был верующим, к утру окажется неверным. Вот тогда сидящий будет лучше того, кто стоит; стоящий будет лучше того, кто идет; а идущий будет лучше того, кто бежит. Когда наступят такие времена, поломайте свой лук, разорвите свою тетиву и разбейте свой меч о камень. А если к вам ворвутся, то ведите себя так, как повёл себя лучший из двух сыновей Адама» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа и аль-Хаким, достоверный хадис).

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Творите добро до того, как наступит смута, подобная мрачной ночи. Человек, который еще утром был верующим, к вечеру станет неверным. А человек, который еще вечером был верующим, к утру окажется неверным. Люди будут продавать свою веру ради мирской выгоды» (Муслим).

Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал, обратившись лицом к востоку, и сказал: «Слушайте, смута придет оттуда! Воистину, смута придет оттуда! Она придет оттуда, откуда восходят рога сатаны» (аль-Бухари и Муслим). Существует мнение, что под рогами сатаны подразумеваются его сила и его последователи. Возможно, солнце действительно имеет что-то наподобие рогов. Известно также, что солнце восходит между рогами сатаны, потому что он склоняет перед ним голову при восходе и на закате.

Именно восток является родиной различных еретических течений и политеистических религий. В Ираке появились первые хариджиты, рафидиты, батыниты, кадариты, джахмиты. О появлении хариджитов и кадаритов существует много достоверных хадисов. В Иране проповедовал свои порочные воззрения Мирза ‘Али Мухаммад аш-Ширази, который называл себя аль-Баб. Он был заключен в тюрьму и впоследствии казнен, но его учение развил один из его последователей Мирза Хусейн ‘Али, который назвал себя Бахауллахом. Он объявил себя пророком, создал религию бахаизм и сочинил так называемую «священную» книгу «аль-Акдас». В Индии появилось антиисламское учение Мирзы Гулама Ахмада аль-Кадиани, который объявил себя пророком и умер от холеры в 1908 г. Как видно, пророчество Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, относительно места возникновения смуты сбылось: смута и ересь по сей день возникают на востоке.

Еще при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, мусульманам пришлось столкнуться со смутой, связанной с появлением лжепророков, к которой после его смерти прибавилась смута вероотступников. Но первая смута, которая сильно потрясла мусульманский мир, началась лишь во время правления третьего праведного халифа ‘Усмана б. ‘Аффана. Со всеми предыдущими потрясениями мусульманам удавалось справляться, и тому было много объективных причин.

Хузейфа б. аль-Йаман рассказывал, что ‘Умар б. аль-Хаттаб спросил: «Кто из вас помнит, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил об искушении?» Хузейфа ответил: «Я помню его слова». Он сказал: «Ты смел. Расскажи о них». Хузейфа рассказал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Семья, богатство и соседи являются искушением для человека, а намаз, милостыня и призыв к совершению добрых дел и отстранению от злодеяний искупают его упущения». ‘Умар сказал: «Я не имею в виду такое искушение. Я спрашиваю о смуте, которая будет бушевать, подобно волнам на море». Хузейфа сказал: «О повелитель правоверных! Она тебе не грозит, ибо тебя от нее отделяет закрытая дверь». ‘Умар спросил: «Эта дверь откроется или сломается?» Хузейфа ответил: «Сломается». Халиф сказал: «Тем труднее будет закрыть ее». Люди спросили: «Тебе известно, что это за дверь?» Хузейфа ответил: «Да. Она известно мне так же хорошо, как и то, что после ночи наступает утро, и мои слова – это не лживый рассказ». Люди испугались сразу спросить его об этой двери и поручили сделать это Масруку. Тот спросил: «А что это за дверь?» Хузейфа ответил: «Это – ‘Умар» (аль-Бухари и Муслим).

Таким образом, одним из препятствий для распространения смуты был второй праведный халиф ‘Умар б. аль-Хаттаб. Его приход к власти, также как и приход к власти Правдивейшего Абу Бакра, был предсказан Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во сне я увидел, как черпаю воду из моего источника и пою людей. Тут ко мне подошел Абу Бакр и взял у меня из рук ведро для того, чтобы я мог уйти. Он дважды зачерпнул воду, и в его действиях была слабость, но Аллах простил его. Затем пришел Ибн аль-Хаттаб и взял ведро у Абу Бакра. Я не видел, чтобы кто-нибудь зачерпнул оттуда воду так властно, как это сделал он. Я видел, как он встал во главе народа, а источник был переполнен и бурлил» (аль-Бухари и Муслим).

Имам аш-Шафи‘и сказал: «Пророческие сны являются откровением. А что касается слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно слабости действий Абу Бакра, то это связано с коротким сроком его правления, быстрой смертью и войной с вероотступниками, которая не позволила ему покорить новые земли и увеличить мусульманские владения, как это делал халиф ‘Умар в течение нескольких лет своего правления».

Несмотря на это, Абу Бакр был лучшим из мусульман после Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и намного превосходил своими заслугами даже ‘Умара б. аль-Хаттаба. Он больше других заслуживал избрания на пост халифа после смерти Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и это подтверждается словами самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. ‘Аиша рассказывала, что во время своей последней болезни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Позови ко мне Абу Бакра и своего брата, чтобы я написал завещание в его пользу. Воистину, я боюсь, что некоторые возжелают власти и скажут, что они достойны более других. Однако Аллах и правоверные откажутся от всех, кроме Абу Бакра» (аль-Бухари и Муслим).

Таким образом, избрание Абу Бакра и ‘Умара правителями мусульманского государства также было предсказано Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Их избрание было одобрено всеми сподвижниками, и об этом свидетельствуют слова, сказанные Али б. Абу Талибом в письме к Му‘авийе б. Абу Суфьяну: «Мне присягнули на верность те, кто в свое время присягал на верность Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману. Присутствовавшие там отныне не имеют права избрать кого-нибудь другого, а отсутствовавшие там не имеют права отказаться от этой присяги. Право выбора принадлежит только мухаджирам и ансарам. Если они собрались вместе и выбрали своего правителя, то так было угодно Самому Аллаху» (Нахдж аль-балага. С. 298).

Однако наступило время, когда правоверные остались без Посланника, мир ему и благословение Аллаха, Правдивейшего Абу Бакра и ‘Умара б. аль-Хаттаба. Мусульманская община осталась без тех людей, которые своими мудрыми и волевыми решениями препятствовали распространению смуты. Кстати, мученическая смерть халифа ‘Умара тоже была предсказана Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Анас б. Малик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вместе с Абу Бакром, ‘Умаром б. аль-Хаттабом и ‘Усманом б. ‘Аффаном поднялся на гору Ухуд, и гора сотряслась. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебя поднялись Пророк, Правдивейший (т.е. Абу Бакр) и два мученика (т.е. ‘Умар и ‘Усман)» (аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи). В 23 г.х. фарс по имени Абу Лу’лу’ Фируз во время намаза нанес ‘Умару б. аль-Хаттабу шесть смертельных ранений отравленным кинжалом, и спустя три дня халиф скончался.

После его смерти среди новообращенных мусульман распространилось опасное течение, основателем которого стал человек по имени ‘Абдуллах б. Саба. Он был иудеем, который под видом мусульманина подстрекал невежественных людей на выступления против халифа ‘Усмана. ‘Абдуллах б. Саба пытался расколоть мусульманскую общину так же, как это сделал самозваный апостол Павел с последователями пророка ‘Исы. Усердия иудея привели к тому, что толпы вооруженных невежд, прибывших в Медину из Куфы, Басры и Египта, окружили дом праведного халифа. Они воспользовались тем, что многие жители Медины покинули город для совершения паломничества. Повстанцы отказывались прислушаться к наставлениям халифа, а 18 числа месяца зу-ль-хиджжа 35 г.х. они разрушили стену в доме, убили халифа и отрезали палец его жены Наили. В это время ‘Усман б. ‘Аффан читал Коран, и капли его крови упали на страницы свитка, который по сей день хранится в музее «Топ-капы» в Стамбуле. Следы крови до сих пор видны на словах Всевышнего Аллаха:

«Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 137).

Среди ворвавшихся в дом халифа были Мухаммад б. Абу Бакр, Кинана б. Бишр, ‘Умар б. Будейл, ‘Амр б. Хумук, Судан б. Хумран, ‘Абд ар-Рахман б. Удейс и другие.

Об этом великом испытании также предупреждал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В длинном хадисе о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдыхал у колодца Арис, сообщается, что ‘Усман б. ‘Аффан попросил разрешения войти к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. В ответ Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Мусе: «Разреши ему войти и обрадуй его вестью о том, что он попадет в Рай после того, как пройдет тяжелое испытание» (аль-Бухари).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также предупреждал своих сподвижников о разногласиях, которые возникнут между ними. Он предсказывал поход одной из своих жен в Басру, который закончился Верблюжьей битвой.

После убийства ‘Усмана многие сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, горели желанием отомстить повстанцам за кровь праведного халифа. Они не могли простить себе, что позволили беззаконникам лишить жизни одного из лучших людей, а также нарушить святость запретного месяца и заповедной земли. В результате жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Аиша, а также славные сподвижники Тальха б. ‘Убейдуллах и аз-Зубейр б. аль-‘Аввам отправились в Басру вместе с многочисленной армией своих сторонников. Кейс б. Абу Хазим рассказывал, что по дороге в Басру ‘Аиша остановилась возле колодцев племени Бану ‘Амир. Тут на нее стали лаять собаки, и она спросила: «Что это за колодцы?» Ей ответили: «Это – Хауаб». Тогда она сказала: «Я хочу вернуться». Находящийся рядом с ней человек (согласно версии Ахмада, это был аз-Зубейр) сказал: «Не стоит. Продолжи путь, чтобы мусульмане увидели тебя. Это поможет им примириться». Она сказала: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: “Что будет с той из вас, на которую будут лаять собаки Хауаба?”» (Ахмад, Абу Йа‘ла и аль-Баззар, достоверный хадис).

Сторонники ‘Аиши вошли в Басру и принялись мстить повстанцам, которые принимали участие в убийстве ‘Усмана. В результате столкновений погибло около 600 человек. Спустя некоторое время к городу подошли многочисленные войска халифа ‘Али б. Абу Талиба. Задолго до этого Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предупреждал его о том, что между ним и ‘Аишей возникнут разногласия. Абу Рафи‘ рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ‘Али б. Абу Талибу: «Между тобой и ‘Аишей будут разногласия». Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Неужели я буду самым несчастным из людей?» Он сказал: «Нет. Но когда произойдет то, о чем я говорю, доставь ‘Аишу в безопасное для нее место» (Ахмад и аль-Баззар, хороший хадис).

Когда халифа ‘Али спросили, что он собирается делать, подойдя к Басре, он ответил: «Я не хочу гибели людей ни с нашей, ни с их стороны, ибо Аллах введет в Рай каждого, чье сердце обращено к Аллаху». Он также сказал: «Людям, с которыми вы встретитесь завтра, не причиняйте зла ни рукой, ни языком». На переговоры с ‘Аишей, Тальхой и аз-Зубейром халиф отправил своего приближенного по имени Ка‘ка‘. В результате стороны договорились разрешить проблему мирным путем. Однако эта весть сильно встревожила ‘Абдуллаха б. Саба. Вместе с Салимом б. Са‘лабом, Шурейхом б. ‘Ауфом и другими заговорщиками он решил помешать перемирию. Под покровом ночи 3000 сабаитов, которые находились в рядах войска халифа ‘Али вероломно напали на сторонников ‘Аишы. Одни кричали, что жители Басры напали на лагерь халифа, а другие – что войска халифа напали на жителей Басры. Сабаиты добились своей цели – между мусульманами началось сражение, которое вошло в историю под названием “Верблюжья битва”. Оно унесло жизни многих праведных сподвижников, среди которых оказались Тальха б. ‘Убейдуллах, который собственным телом защитил Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в битве при Ухуде, а также апостол Пророка, мир ему и благословение Аллаха, аз-Зубейр б. аль-‘Аввам. Последний вообще не стал принимать участия в сражении, и его убили, когда он собирался покинуть Басру. Оба они еще при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, заслужили место в Райской обители. Да будет доволен ими Всевышний Аллах!

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Мусульмане не собирались вступать в сражение. Верблюжья битва началась вопреки их воле. ‘Али, Тальха и аз-Зубейр договорились решить проблему мирным путем и по мере возможности отомстить всем, кто принимал участие в убийстве ‘Усмана. Безусловно, ‘Али не был рад гибели ‘Усмана и не принимал в этом никакого участия. Он даже поклялся и сказал: “Клянусь Аллахом, я не убивал ‘Усмана и не помогал его убийцам!” Вне всякого сомнения, он говорил правду. Убийцы ‘Усмана были обеспокоены тем, что ‘Али договорился с Тальхой и аз-Зубейром о наказании всех, кто был причастен к убийству. Они напали на лагерь Тальхи и аз-Зубейра. Их сторонники же решили, что войска ‘Али вероломно напали на них. Они начали защищаться и бросились в ответную атаку на лагерь ‘Али. Битва завязалась вопреки воле праведных сподвижников. ‘Аиша не принимала участия в сражении и не отдавала приказа вступать в бой. Она сидела верхом на своем верблюде» (Минхадж ас-сунна. Т. 2. С. 185).

Верблюжья битва, о которой предупреждал мусульман Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, произошла в месяце раджаб 36 г.х.

Это не было последним пророчеством Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о противоречиях между мусульманами. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не сразятся две огромные армии, которые понесут большие потери и при этом будут исповедовать одну и ту же веру; пока не появятся около тридцати лжецов, каждый из которых будет называть себя посланником Аллаха; пока не исчезнет религиозное знание; пока не участятся землетрясения; пока не ускорится время; пока не появится смута; пока не участятся убийства; пока вы не станете купаться в роскоши, потому что вашего богатства будет настолько много, что хозяин имущества будет беспокоиться от того, что никто не принимает его пожертвований, а когда он попытается раздать милостыню, то ему ответят: “Я не нуждаюсь в этом”; пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов; пока проходящий мимо могилы человек не скажет: “Лучше бы я оказался на его месте”; и пока солнце не взойдет на западе. А когда оно взойдет, люди узрят это и уверуют все как один. Однако это будет то самое время, когда “вера не принесет человеку пользы, если он не уверовал прежде и не приобрел благодаря своей вере добро” (сура 6 "Скот", аят 158). При наступлении Судного часа двое людей развернут перед собой одежду, но не сумеют ни продать ее, ни свернуть. При наступлении Судного часа человек подоит свою верблюдицу и отправится пить молоко, но не успеет сделать этого. При наступлении Судного часа некий муж будет замазывать глиной вместилище для воды, но не успеет напоить свой скот. При наступлении Судного часа человек будет подносить кусочек еды ко рту, но не успеет проглотить его» (аль-Бухари).

В этом хадисе упоминается о сражении Сыффин, которое произошло между сторонниками ‘Али б. Абу Талиба и Му‘авии б. Абу Суфьяна. В этом сражении, как и в предыдущем, правда была на стороне халифа ‘Али. Однако сподвижники, которые были не согласны с ним, поступали на основании собственного иджтихада и поэтому заслужили милость и снисхождение Всевышнего Аллаха.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни ‘Али, ни Му‘авии, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его» (Минхадж ас-сунна. Т. 2. С. 224).

Три месяца обе стороны пытались предотвратить вооруженное столкновение, но нашлись люди, которые начали подстрекать остальных на сражение. Среди сторонников халифа ‘Али этим занимались Малик б. аль-Харис ан-Наха‘и, Хашим б. ‘Утба аль-Миркал и другие. А среди сторонников Му‘авии к сражению призывали ‘Абд ар-Рахман б. Халид б. аль-Валид (он же был знаменосцем во время битвы), Абу аль-А‘вар ас-Салми и другие. В конце концов, в месяце джумада-с-санийа 37 г.х. началось кровопролитное сражение при Сыффине, в котором погибло более 10000 мусульман с обеих сторон. Согласно некоторым источникам, число погибших достигло семидесяти тысяч (Ибн Хаджар. Фатх аль-бари. Т. 13. С. 86).

Отголоски этого сражения не переставали будоражить мусульман до тех пор, пока аль-Хасан б. ‘Али не положил конец всем разногласиям и противоречиям. Он поставил интересы мусульман превыше собственных интересов и добровольно отказался от халифата в пользу Му‘авии. Этот мудрый поступок тоже был предсказан Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, который задолго до этого указал на аль-Хасана и сказал: «Мой внук – настоящий господин. Возможно, именно его руками Аллах примирит две огромные армии мусульман» (аль-Бухари и Ахмад со слов Абу Бакры).

Как мы уже сказали, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предсказывал появление некоторых еретических течений: хариджитов и кадаритов. Что касается хариджитов, то их качества встречались в некоторых мусульманах еще при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однажды, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, делил между людьми золото, к нему подошел человек и сказал: «О Мухаммад, побойся Аллаха!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто будет покорен Аллаху, если не я? Мне доверили всех обитателей земли, а вы не доверяете мне?» Затем он сказал: «Из таких вот людей выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман и призывать язычников. Они выйдут из ислама подобно тому, как стрела пронзает дичь. Если вы застанете их, то убейте их так же, как некогда было убито племя ‘Ад» (аль-Бухари и Муслим).

Первые хариджиты появились во время правления ‘Али б. Абу Талиба. Они были недовольны тем, что мусульмане завершили сражение при Сыффине мирным договором, и по дороге в Ирак откололись от войска ‘Али. При этом они разбили лагерь у местечка Харура, которое находится в двух милях от Куфы. Вначале их численность достигала восьми (по некоторым источникам, шестнадцати) тысяч, но после дискуссии с Ибн ‘Аббасом многие из хариджитов покаялись и стали повиноваться праведному халифу. Однако оставшиеся были готовы убивать мусульман, которые не разделяли их порочных воззрений, отрезали руки грабителям от подмышек, считали неверными тех, кто не проповедует ислам или совершает грехи, отказывались от любых взаимоотношений с людьми Писания, проживающими в мире с мусульманами. Они обвиняли в неверии Му‘авийу б. Абу Суфьяна и ‘Али б. Абу Талиба. При этом они считали, что ‘Али отказывается принимать решения в соответствии с Кораном и Сунной, что было результатом их невежества и короткого ума. Их отличительным признаком были бритые головы. Во время обращенной к ним проповеди ‘Али б. Абу Талиб сказал: «Я иду вам на три уступки. Во-первых, я не запрещаю вам посещать мечети. Во-вторых, я не лишаю вас доли в военной добыче. В-третьих, я не начну первым сражаться против вас, если вы не будете творить беззакония».

Но хариджиты не прислушались к словам праведного халифа. В 37 г.х. они убили ‘Абдуллаха б. Хаббаба из племени Тамим и вспороли живот его беременной жене. Когда халиф ‘Али узнал о происшедшем, то решил сразиться с еретиками. В месяце сафар 38 г.х. он нанес им сокрушительное поражение при Нахраване, однако оставшаяся в живых малая кучка хариджитов не хотела сдаваться. Претворяя в жизнь чудовищный заговор, хариджит по имени ‘Абд ар-Рахман б. Мулджам во время рассветного намаза нанес праведному халифу смертельное ранение отравленным кинжалом. Это произошло в Куфе 15 рамадана 40 г.х. В тот же день хариджиты собирались убить правителя Шама Му‘авию б. Абу Суфьяна и египетского наместника ‘Амра б. аль-‘Аса. В результате Му‘авия получил нетяжелое ранение, а вместо ‘Амра был убит его помощник. А четвертый праведный халиф ‘Али б. Абу Талиб скончался через два дня. Да будет доволен им Всевышний Аллах!

А что касается кадаритов, то в хадисе Ибн ‘Умара сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцы моей общины – это те, кто отрицает предопределение. Если один из них заболеет, то не навещайте его, а если он умрет, то не присутствуйте на его похоронах» (Ахмад, хороший хадис).