В этом мире не все кажется тем, что есть на самом деле. За неприметным видом может скрываться подлинная чистота, а за красивыми речами — дурные помыслы. Но форма и внешний вид не принесут пользы перед Аллахом, если они не дополняются правильным содержанием, ведь Господь наш не смотрит на внешний вид и богатство, но смотрит на сердца и поступки (ал-Бухари и Муслим). Он вознаграждает за добрые дела и связывает награду человека с его намерением. Кто делает добро ради Аллаха и Его довольства, тот найдет свою награду у Аллаха. Если же человек совершает добрые поступки ради мирской выгоды или похвалы, то его награда останется в мирской жизни. Ведь сказано в хадисе: «Все дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести» (ал-Бухари и Муслим).

Разве можно после этого разменивать милость Всевышнего на льстивую похвалу или даже на искреннюю благодарность Его рабов? Ведь если человек делает добро для того, чтобы услышать слова благодарности, то эти слова станут его наградой. Аллах тоже отблагодарит его за доброту, но лишь в этой жизни, ибо заслужить вечность можно только благодаря тому, что совершено ради Аллаха и в соответствии с сунной Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Награду в этом мире получат и те, кто занимается благотворительностью, не уверовав в Аллаха и в последнюю жизнь. Они не помышляют о вечном блаженстве, но помогают людям. Одни верят в существование некоего вселенского закона, по которому судьбу человека определяют его праведные и дурные деяния. Другие получают удовольствие от благотворительности, и щедрость льстит их самомнению. Третьи поступают так ради поддержания общественной стабильности и собственного процветания. Аллах обещал, что они получат свою награду сполна и не будут обделены в этом мире (сура 11 «Худ», аят 15), но в мире вечности у них не будет доли (сура 42 «Совет», 20).

Поэтому верующие, помогая беднякам и сиротам, говорят: «Мы кормим вас только ради Аллаха и не ждем от вас ни награды, ни благодарности» (сура 76 «Человек», аят 9). Они очищают свои души перед Аллахом и не бросают тень многобожия на свои благодеяния. Они верны завету со своим Господом и исполняют все требования свидетельства «нет божества, кроме Аллаха». Их награду Аллах прибережет на день воскрешения, не лишив их благополучия на земле. А тем, кто добивался расположения людей и не стремился к спасению после смерти, не будет ни награды, ни спасения. Вспомнив о своих благодеяниях, они скажут: «Господи, где же те добрые дела, которые мы совершили? Ведь мы заботились о сиротах и кормили бедняков, строили больницы и прокладывали дороги. Это были славные дела, но мы не получили награду за них». Им скажут: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них награду» (Ахмад).

Велико же будет их разочарование, и велик будет гнев Аллаха на тех, кто придавал Ему сотоварищей! И чем больше милость Аллаха к таким людям на земле, тем тяжелее будет их участь после смерти. В одном из хадисов сообщается о том, как будут призваны к ответу те, кого Аллах наделил прекрасной памятью, крепким телосложением и богатством. Они будут первыми, кого вызовут на суд в день воскрешения! Один из них выучил наизусть Коран и обучал ему людей, другой сражался на пути Аллаха и погиб, а третий не скупился на щедрые пожертвования. Аллах спросит чтеца Корана: «Разве Я не обучил тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?» Он ответит: «Да, Господи». Он спросит: «А как ты распорядился тем, чему Я обучил тебя?» Он ответит: «Я выстаивал молитву ночью и днем». Тогда Аллах скажет: «Ты лжешь». Ангелы тоже подтвердят, что он лжет, и Аллах скажет: «Ты хотел, чтобы люди назвали тебя чтецом Корана, и они уже сказали это». Потом приведут богатого мусульманина, и Аллах спросит его: «Разве Я не одарил тебя большим богатством и не избавил тебя от нужды?» Он ответит: «Да, Господи». Он спросит: «А как ты распорядился тем, что получил?» Он ответит: «Я поддерживал родственные связи и делал пожертвования». Тогда Аллах скажет: «Ты лжешь!» Ангелы подтвердят, что он лжет, и Аллах скажет: «Ты хотел, чтобы люди назвали тебя щедрым, и они уже сказали это». Потом приведут того, кто погиб на пути Аллаха, и Аллах спросит его: «За что ты погиб?» Он ответит: «Мне было приказано воевать на Твоем пути, и я воевал, пока не был сражен». Тогда Аллах скажет: «Ты лжешь». Ангелы засвидетельствуют, что он лжет, и Аллах скажет: «Ты хотел, чтобы люди назвали тебя смелым, они уже сказали это». Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что эти трое будут первыми людьми, от которых адское пламя возгорится с новой силой (ат-Тирмизи). А все остальные поймут, что любые благодеяния, совершенные не ради Аллаха, не принесут им пользы в этот страшный день.

О Аллах, Господь миров, защити нас от многобожия и любых его проявлений, не позволяй нам приобщить сотоварищей к Тебе, ведая об этом, и прости нам то, что мы совершаем по неведению! Аминь!