Люди по природе своей забывчивы. Одни быстро забывают плохое и легко прощают обиды. Но таких мало. Другие, когда делаешь им добро, принимают это как должное, а стоит отказать им, как они отворачивается от тебя, будто не видели от тебя ничего хорошего. Верующий забывает о том добре, которое он сделал людям, но помнит о своих ошибках и о том, чем он обязан другим. На каждую оказанную ему милость он отвечает щедрым поступком, а когда не находит такой возможности, подолгу молится за этих людей. Но прежде всего он благодарит Аллаха — благодарит Его сердцем, словом и делом. Ведь Господь одаряет нас здоровьем, знаниями, богатством, детьми и прочими бесчисленными благами не потому, что мы достойны этого больше других, но по щедрости Своей и для того, чтобы испытать нас. Он не нуждается в нашей благодарности, но требует ее, так как отрицание милости Божией и есть неверие. Он не просит, чтобы мы кормили Его, но обязывает кормить бедняков. Он не просит, чтобы мы навещали Его, но приказывает навещать родственников и больных.

В день воскрешения Аллах спросит раба Своего: «О потомок Адама, Я был болен, а ты не навестил Меня». Тот скажет: «Господи, как я мог навестить Тебя, ведь Ты — Господь миров?» Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой был болен, а ты не навестил его? Разве не знал ты, что если навестишь его, то найдешь это у Меня?» Потом Он скажет: «О потомок Адама, Я попросил тебя накормить Меня, а ты не сделал этого». Человек скажет: «Господи, как я мог накормить Тебя, ведь Ты — Господь миров?» Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой попросил у тебя еды, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если накормишь его, то найдешь это у Меня?» Потом Он скажет: «О потомок Адама, Я попросил тебя напоить Меня, а ты не сделал этого». Человек скажет: «Господи, как я мог напоить Тебя, ведь Ты — Господь миров?» Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой попросил у тебя воды, а ты не напоил его? Разве не знал ты, что если напоишь его, то найдешь это у Меня?» (Муслим).

Каждый будет спрошен о благах: как он распорядился ими? Каждому напомнят о тех днях, когда он был полон сил и здоровья. В хадисе сообщается, что в день воскрешения человек не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: как он провёл свою жизнь? Как потратил свою молодость? Как заработал и как израсходовал своё богатство? И поступал ли он в соответствии со своими знаниями? (ат-Тирмизи). Не думайте, что отвечать придется только за что-то особенное. Человек будет спрошен даже за финики и воду (Ибн Маджа со слов аз-Зубайра) и даже за отдых в тени дерева (ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры). Но разве этого мало? Разве спелый финик и глоток воды не стоят того, чтобы благодарить Аллаха? Разве здоровья и молодости недостаточно для того, чтобы поклоняться Ему?

В достоверном хадисе сказано, что из всех мирских благ человек первым делом будет спрошен за здоровье и прохладную воду (ат-Тирмизи). Мы не будем задержаны из-за того, в чем действительно нуждались: из-за куска материи, которым прикрывали свою наготу, или куска хлеба, которым утоляли голод, или кровли, под которой спасались от жары и холода (Ахмад). Но нас непременно спросят обо всем, что кроме этого. Тех, кто благодарил Аллаха и использовал дарованное ему на добрые дела, обрадуют тем, что лучше и дольше. Всевышний напомнит им о Своей милости лишь для того, чтобы приблизить их к Себе. Тех же, кто обольстился благами и расходовал их на удовольствия, Аллах отдалит от Себя. Напоминание о земных благах станет для них тяжелым укором: «Вы растратили свои блага в своей мирской жизни и попользовались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что вы превозносились на земле без всякого права, и за то, что были нечестивцами» (сура 46 «Барханы», аят 20).

Они не надеялись на Аллаха и на будущую жизнь, а вместо этого довольствовались своим положением на земле. Они считали себя лучше других и не думали, что им придется отвечать за свои поступки. Они не ценили Аллаха должным образом и даже полагали, что сумеют скрыть от Него свои намерения и грехи. Плохо же они думали об Аллахе! Он не обделил их благами в мирской жизни и вознаградил за все хорошее, что они совершили, но в день воскрешения они не получат ничего, кроме огня (сура 11 «Худ», аяты 15-16).

О Аллах, не вводи нас в заблуждение после того, как Ты вывел нас на прямой путь! Убереги нас и наших близких от соблазнов и сомнений, защити от козней шайтана и могильных мучений! Научи благодарить Тебя и ценить милость Твою, ибо в ней наше единственное спасение. Аминь!