В этом мире человек не способен реализовать себя в одиночестве. Общество необходимо как для существования человека, так и для его развития. Потому и ответственность мы несем не только за самих себя, но и за наше окружение, и в день воскрешения будем спрошены за то, как мы выполняли свои обязанности перед другими. Как относились к родителям, родственникам и соседям? Заботились ли о сиротах, слабых и нуждающихся? Призывали ли к добру и благочестию? Удерживали ли от грехов и недостойных поступков? Каждый будет спрошен за тех, кто находился под его началом, и наибольший спрос будет с тех, кто был наделен большей властью.

Власть прельщает людей и сама по себе является искушением, даже когда ты соблюдаешь закон и противостоишь злу. Будучи средством достижения цели, она легко превращается в самоцель. Слишком велик соблазн остаться в узком кругу тех, кто манипулирует поведением и предпочтениями людей. Слишком приятно наслаждаться всеобщим вниманием, щедро раздавать из того, что тебе не принадлежит, и легко расправляться с теми, кто тебе не угоден. Власть не просто открывает путь к большим деньгам, но и позволяет «законным» образом отнимать деньги у других. Вкусив однажды этот плод, большинство людей готовы продать душу для того, чтобы не оторваться от него. Вместо служения закону они занимаются тем, что укрепляют собственные позиции, устраняют потенциальных соперников и расчищают путь перед собой. Их мало заботят положение простого народа и его будущее, хотя на словах они трудятся исключительно ради его благополучия. Некоторые из них даже верят в то, что процветание страны немыслимо без их участия. В их понимании интересы государства тесно переплетаются с их собственными интересами, а хищения из бюджета под благовидными предлогами — всего лишь скромная компенсация за то, что они жертвуют собой в интересах государства и народа.

Облаченные властью действительно приносят большую жертву и взваливают на свои плечи тяжелое бремя, и поэтому ислам требует от верующих повиноваться правителям и помогать им в добрых начинаниях. Каково будет держать ответ перед Аллахом не только за себя, но и за каждого, кто зависел от тебя? Каково будет отвечать за каждое принятое решение и за каждую копейку, потраченную из государственной казны? Справедливые имамы не познают в тот день ни страха, ни печали, ибо уже после воскрешения они окажутся в тени Аллаха. Правитель, который был честен и справедлив со своим народом, будет восседать на минбаре из света одесную Всемогущего Господа (Муслим). Судья, выносивший решения на основании ясного знания, не отступавший от справедливости и не бравший взяток, будет прощен и войдет в рай. Но если человек пришел к власти не по праву и не исполнил свой долг, то его постигнут позор и разочарование (Муслим). В обоих «Сахихах» приводятся слова нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах обязательно сделает рай запретным для любого правителя, который будет править мусульманами и умрет, обманывая их».

Нечестивые правители и судьи будут окружены мраком, и люди, которых они притесняли, придут, чтобы поквитаться с ними. В прежней жизни они терпели обиды и лишения в надежде на этот день, и теперь им не придется добиваться возмещения ущерба. Спрос будет таким строгим, что даже справедливый кади в какой-то момент подумает: «Лучше бы я вообще не разбирал тяжбы даже по поводу одного финика» (Ахмад; ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» и ас-Суйути в «Замм ал-када» назвали иснад хадиса хорошим, а ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ад-да‘ифа» признал его слабым). Несправедливые правители и их помощники растеряют свои благодеяния, которые достанутся тем, кого они лишили законных прав, а когда их добрых деяний не останется, на них лягут чужие грехи. Расчет будет произведен сполна, и воздаяние будет сродни преступлению. Того, кто проявлял жестокость, ожидает жестокое обращение, и тому, кто отказывал в помощи, будет отказано в милости. У них не будет ни помощников, ни заступников. Даже заступничество лучшего из людей, мир ему и благословение Аллаха, не коснется их, ибо в нем нет доли ни для жестоких тиранов, ни для излишествующих еретиков, вышедших из лона ислама (ат-Табарани).

О Аллах, Милостивый Царь, защити нас от несправедливости людей и спаси от мрака в день воскрешения! Сделай усилия наши благодатными, дабы ни словом, ни делом не причиняли мы вреда рабам Твоим! Аминь!