Не нужно иметь большие познания в религии или богатый жизненный опыт, чтобы понимать, какое негативное влияние оказывает леность на нашу жизнь. Испокон веков люди осуждали лень и высмеивали лентяев. Пословицы и поговорки на эту тему мы находим в разных языках, и призыв изживать в себе это качество пронизывает литературу разных народов.

Ислам не просто не одобряет лень — он учит, что в жизни верующего ей не должно быть места. Лень — одна из величайших помех на пути верующего к успеху и счастью в обоих мирах. Призыв много трудиться, спешить к успеху и бороться с ленью мы находим в Коране, в Сунне и в высказываниях авторитетных имамов.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, обращаясь к Аллаху с мольбами: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от тревог и печалей, от слабости и лени, от трусости и скупости, и от бремени долга и от притеснения людей» [Бухари].

Наши праведные предшественники также много говорили о лени, предостерегая от неё и разъясняя её скверное влияние на жизнь верующего. Имам Абу Хатим (да помилует его Аллах) говорил, что причина успеха — отказ от промедления, а путь к лишениям — лень. А известный мусульманский учёный Сыддик Хасан Хан (да помилует его Аллах) утверждал: «Надежды ленивого потерпят крах».

Один из наших праведных предшественников мудро заметил: «От союза слабости и промедления рождается горькое сожаление, а от союза уныния и лени рождаются лишения».

Бессилие и лень — спутники. Если раб Аллаха упускает пользу или отдаляется от неё и причина тому — неспособность, то это — бессилие, а если причиной является нежелание, то это — лень.

Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) упоминал о том, что Аллах сделал лень и бездеятельность ключом к неудачам и лишениям и что лень — подруга потерь и лишений. В одном из своих трудов он пишет: «Вот тут-то шайтан и получает простор для своей деятельности, ибо слабость и лень — врата, через которые он входит. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Аллаха защиты от этих двух качеств. Они — ключ ко всякому злу, и они приносят тревоги, печаль, трусость, скупость, бремя долга и притеснение со стороны людей. Причина всего этого — слабость и лень» [Заду-ль-маад].

У отдыха есть предел. Это должна быть передышка для души, цель которой — восстановление сил. И, конечно же, сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и хлопоты не истощали их. Если человек переходит предел в отдыхе, то его бездеятельность превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, и он упускает большую часть того, что приносит пользу рабу Аллаха.

Врачеватель сердец Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) призывал обратить внимание на лень и причиняемый ею вред и когда дело касается воспитания подрастающего поколения: «Воспитатель должен оберегать своего воспитанника от лени и бездеятельности, расслабленности и чрезмерного отдыха. Напротив, он должен позволять ему отдых лишь в той мере, в какой он необходим душе и телу, чтобы собраться с силами и продолжать свою деятельность. Ведь, поистине, лень и бездеятельность влекут за собой скверные последствия, тогда как серьёзная деятельность и приложение усилий, напротив, влекут за собой благие последствия — либо в этом мире, либо в мире вечном, либо в обоих мирах, и самые умиротворённые люди — самые деятельные».

Однако в своей борьбе с ленью верующий не должен впадать в другую крайность, то есть доводить себя в своих попытках совершать как можно больше поклонения и благих дел до полного изнеможения, до такого состояния, когда у него не останется сил не только на дополнительные проявления покорности Аллаху, но и на исполнение основных религиозных обязанностей.

Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев привязанную в мечети верёвку и узнав, что за неё держится Зейнаб, когда устаёт от своих долгих молитв, велел отвязать эту верёвку и сказал: «Пусть любой из вас молится, пока он бодр, а когда у него не останется сил, пусть ложится» [Бухари; Муслим].

Периоды расслабленности у стремящегося к довольству Аллаха неизбежны. Однако верующий может использовать их, чтобы приблизиться к цели и исправить то, что нуждается в исправлении, так что расслабления эти не уведут его от совершения обязательного и не подтолкнут к запретному. В этом случае у нас есть основания надеяться, что он продолжит свой путь, став даже лучше, чем был ранее.

Благородный сподвижник и второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, сердца имеют свойство идти вперёд и отступать, и когда они устремляются вперёд, то загружайте их дополнительным поклонением. А когда они отступают, требуйте от них совершать обязательное».

Какой же вред наносит нам лень, когда она одолевает нас? Прежде всего, она становится серьёзной помехой в нашем поклонении и отбивает у нас желание совершать благие дела. Поддаваясь лени и идя у неё на поводу, мы лишаем себя награды. При этом мы забываем один из важнейших принципов нашей веры: трудись в поте лица сейчас, в этом мире, чтобы не знать горя и утомления потом, в мире вечном.

Ленивый человек, как правило, безответственный. Он склонен к попустительству, халатно относится к своим обязанностям, нерадив в соблюдении прав и Господа, и окружающих. Ленивым людям свойственно много говорить вместо того, чтобы делать что-нибудь полезное. А Коран предостерегает нас от того, чтобы наши слова не сопровождались действиями: «Весьма ненавистно Аллаху, что вы говорите то, чего не делаете» (сура 61 «Ряд», аят 3).

Человек, отдавший себя во власть лени, теряет своё драгоценное время. Минуты, часы, дни и даже месяцы и годы его жизни пролетают, а он не сеет семена и не собирает урожай. Конечно, чем-то он заполняет его, но это, как правило, дела или пустые и бесполезные, или приносящие столь ничтожную пользу, что их можно и нужно заменить другими, действительно важными, способными принести реальную пользу ему самому и его близким.

Привыкая к ленивому образу жизни, человек всё больше заботится о том, чтобы избежать обязанностей, ответственности, любой серьёзной деятельности, требующей усилий. А это означает, что он фактически отказывается от использования способностей, талантов и сил, которыми наделил его Всевышний, и умышленно упускает возможности для полезной деятельности, которые Он ему предоставляет.

Лень может довести и до того, что человек начинает критиковать какое-нибудь нужное и полезное дело просто потому, что ему нужно найти отговорку, дабы освободиться от участия в нём. А это значит, что лень открывает путь к таким грехам, как ложь, обман, вероломство, малодушие, и к отказу людям не только в посильной помощи, но даже в соблюдении их важнейших прав.

Как и у любого явления, у лени есть причины, и одна из самых опасных среди них — лицемерие. В Коране приводится такое описание лицемеров: «Когда они встают на молитву, то встают лениво, делая это напоказ людям и поминая Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142).

В Книге Аллаха также говорится о них: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают молитву и нехотя делают пожертвования» (сура 9 «Покаяние», аят 54).

К причинам лени относится и привычка откладывать на потом, которая, увы, есть у многих из нас. Зачастую мы и не подозреваем, как важно нам научиться не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, особенно когда речь идёт о таких жизненно важных действиях, как покаяние: ведь завтра для нас может просто не наступить.

Есть и менее серьёзные, но всё же заслуживающие пристального внимания и срочных мер причины. Это, например, воздержание от поминания Аллаха при пробуждении.

Благородный сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: “Ночь твоя будет долгой, спи”. Если человек проснётся и помянет Всевышнего Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла; а если совершит молитву, то развяжутся все узлы и утром человек будет бодрым и в хорошем настроении, а иначе он будет с утра в скверном настроении и будет ленивым» [Бухари; Муслим].

Ещё одна причина, которую многие упускают из вида, — переедание. После слишком сытного обеда или ужина человек расслабляется, его клонит ко сну. И ему уже не до чтения Корана, не до ночных молитв, не до сосредоточенного поклонения Господу, не до приобретения полезного знания. Ислам проповедует умеренность во всём, и в данном случае умеренность приносит огромную пользу, помогая бороться с ленью и экономить время.

Способствует лени и неправильное понимание предопределения. Встречаются невежественные люди, которые думают, что раз всё предопределено Всевышним и чему быть, того не миновать, то и действия бесполезны. Когда нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) спросили, для чего нужно трудиться, если конец каждого из нас уже известен Аллаху, он ответил: «Трудитесь, ибо каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворён» [аль-Бухари и Муслим]. Иными словами, человек сам пишет свою историю, которая хотя и известна Всевышнему, но зависит от воли самого человека и его выбора.

Как же бороться с ленью?

Во-первых, конечно же, обращаться к Аллаху с мольбами. Во-вторых, напоминать себе о том, что Всевышний Аллах повелел нам состязаться в совершении благих дел и что земная жизнь очень коротка, и к тому же мы не знаем, когда она прервётся. Ведь жизнь эта для этого и дана, чтобы трудиться здесь, а потом бесконечно отдыхать в Раю. Разве не к этому мы стремимся? В-третьих, больше общаться с серьёзными, деятельными людьми, которые спешат совершать благие дела, ценят своё время и умеют правильно распорядиться им. Благой пример — отличный стимул. Помогает и изучение жизнеописаний наших праведных предшественников, жизнь которых была наполнена усердным поклонением, полезным трудом и благими делами.

Лень — это болезнь, которая быстро прогрессирует, если её не лечить. И в следующий раз, когда вы почувствуете, что лень одолевает вас, вспомните о награде, которая у Всевышнего, о Рае, который ожидает усердствующих тружеников, о людях, которые были прекрасным примером для нас, и о нашем злейшем враге — шайтане, который будет ехидно злорадствовать, если вы всё-таки поддадитесь лени. Борьба с ленью — это борьба за наше собственное счастье в обоих мирах.

О Аллах! Помоги нам победить лень и совершать больше благих дел только ради Тебя, чтобы Ты был доволен нами!