Мусульманские учёные единодушны в том, что брать и давать взятки для получения того, на что человек не имеет права, или для освобождения от законной ответственности запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (ал-Бакара, 188). В другом аяте сказано: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное» (ал-Маида, 42). ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, ал-Хасан ал-Басри, Са‘ид ибн Джубайр, и др. считали, что под запретным (сухт) здесь подразумевается взятка.

Имам Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах проклял того, кто даёт и берёт взятку». Ал-Албани назвал хадис достоверным . Ахмад и ат-Тирмизи передали похожий хадис со слов Абу Хурайры, и в нём добавлены слова: «…за вынесение приговора». Однако его единственным рассказчиком был ‘Умар ибн Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман. Он считается слабым передатчиком, и поэтому данная добавка была признана слабой.

Если же человек даёт взятку, чтобы получить то, что полагается ему по праву, или уберечься от несправедливости, то он не совершает греха. Ответственность за такую взятку несёт только тот судья или чиновник, который берёт её. Ал-Джассас привёл слова Джабира ибн Зайда и аш-Ша‘би: «Если человек опасается несправедливости и прибегнет к подкупу, чтобы защитить себя и своё имущество, то в этом нет ничего плохого». Похожие высказывания сделали ‘Ата, Ибрахим, ал-Хасан ал-Басри. ‘Усман ибн ал-Асвад рассказывал, что Муджахид сказал: «Используй своё имущество, чтобы защитить свою религию, но не используй своеё религии, чтобы уберечь своё имущество».

Имам ал-Куртуби в своём толковании Корана привёл рассказ о том, что Вахба ибн Мунаббиха спросили: «Взятка запрещается в любом случае?» Он сказал: «Нет, взятка запрещается, если ты даёшь её, чтобы получить то, что тебе не полагается, или освободиться от выполнения обязанности. Но если ты даёшь взятку, чтобы уберечь свою религию, свою жизнь и свое имущество, то это не запрещено». Абу ал-Лайс ас-Самарканди сказал: «Нет ничего плохого, если человек спасет себя и своё имущество, заплатив взятку». Передают, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, будучи в Абиссинии, заплатил взятку два динара и сказал: «Поистине, этот грех ложится на того, кто берёт взятку, но не на того, кто даёт её».

Шариат запрещает судьям и чиновникам не только брать взятки, но и принимать подарки от заинтересованных лиц. Судья обязан выносить справедливые приговоры, а чиновник обязан исправно выполнять свои обязанности, и они не имеют право брать дополнительную плату или принимать подарки от лиц, которые обращаются к ним по служебным вопросам.

Абу Давуд и ал-Хаким передали со слов Бурайды, что Пророк сказал: «Если мы назначили кого-либо на должность и назначили ему плату, то всё, что он возьмёт сверх этого, является украденным». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Аль-Бухари передал со слов Абу Хумайда ас-Са‘иди, что Посланник Аллаха отправил Ибн ал-Лутбиййу собрать пожертвования. Вернувшись, тот сказал: «Посланник Аллаха, вот это вам, а это было подарено мне». Тогда Пророк сказал: «Сядь в доме твоего отца или матери и посмотри, подарят тебе что-нибудь или нет». Похожие хадисы передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд и др. Пророк велел ему передать все собранные пожертвования и подарки в казну, потому что чиновник, получающий заработную плату, не имеет права принимать подарки за свою работу.

Аль-Джассас передал слова Масрука: «Поистине, если кади принял подарок, то он съел запретное, а если он съел взятку, то это достигает степени неверия». Он же передал, что ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз не принимал подарки, а когда ему сказали, что Пророк принимал подарки и вознаграждал за них в ответ, он сказал: «В то время это были подарки, а сегодня это взятки (сухт)».

Ал-Албани сказал: «Подарок, преподнесённый кади из-за того, что он занимает такой пост, является своего рода взяткой. Эта взятка может быть дана в нужное время или заранее. Ибн ал-Каййим считал, что данный вопрос нуждается в разъяснении, и если подарок преподносится не ради вынесения приговора, например, если его делает тот, кто и раньше делал муфтию подарки, или тот, кто не знает его как муфтия, то принять его дозволено. Но предпочтительнее сразу же отблагодарить его».

Следует знать, что подкуп чиновников не является достойным поступком, и мусульманин должен избегать этого, противодействовать этому и разъяснять опасность взяточничества. Этот порок подрывает устои государства, тормозит общественное развитие и лишает тех, кто занимается этим, мужества и достоинства. Позволение прибегать к подкупу — крайняя мера, которой шариат позволяет воспользоваться для того, чтобы предотвратить несправедливость и избежать произвола. А лучше всего об этом известно Аллаху!