Дропшип (дропшиппинг) — это такая схема работы, когда посредник осуществляет розничную торговлю, не храня товары у себя на складе или вовсе не имея склада, а покупатель получает свой заказ непосредственно со склада оптового продавца (производителя или дистрибьютора). При этом посредник находит покупателей, отправляет их заказ оптовому продавцу, а тот в свою очередь отправляет товар непосредственно заказчику. Заработок посредника формируется за счет комиссионных выплат, производимых оптовым продавцом.

Преимущество дропшипа в том, что оптовой продавец не расходует дополнительные средства на продвижение товара, а посредник имеет возможность работать с разными поставщиками, не имея ни склада, ни начального капитала. Он даже не несёт дополнительных расходов на доставку товара до заказчика, так как их берёт на себя поставщик. Благодаря этому дропшип стал одним из самых популярных видов торговли в интернете: посредник размещает товары на своей странице и в случае поступления заказа от клиента переадресовывает его поставщику, который и отправляет товар покупателю.

С точки зрения шариата, дропшип представляется разрешённым в своей основе, так как по сути это продажа по предварительному заказу (са́лям, са́ляф). Салям является исключением из шариатского запрета торговать тем, чем продавец не владеет или не имеет в наличии, если соблюдаются следующие условия:

— товар должен относиться к категории товаров, которым можно дать описание;

— должны быть указаны характеристики товара, влияющие на его стоимость;

— должно быть чётко оговорено количество товара (в зависимости от вида товара это может быть вес, объем, размер и т. д.);

— должен быть установлен срок доставки товара;

— доставляемый товар должен быть в наличии у оптового продавца;

— оплата за товар должна произойти сразу во время заключения договора и не может быть отсрочена;

— товар не должен быть конкретным предметом, а должен быть одним из аналогичных;

— товар не должен быть запретным сам по себе или товаров, которые запрещено продавать в рассрочку (например, золото или серебро).

Если все указанные выше условия соблюдены, то продажа по предварительному заказу дозволена, и в пользу этого свидетельствует Писание Аллаха и Сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Когда вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура 2 «Корова», аят 282). Ибн ‘Аббас сказал: «Свидетельствую, что Аллах дозволил и разрешил в Своём Писании предпродажу, гарантированную к известному сроку». Затем он прочел приведённый выше аят (аш-Шафи‘и 1314, аль-Хаким 2/286, аль-Байхаки 6/18).

Ибн ‘Аббас также рассказывал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, её жители совершали делали предоплату за финики за год или даже два года вперёд, и он сказал: “Кто делает предоплату за финики, пусть платит за определённую меру или определённый вес и обговаривает срок”» (аль-Бухари 2240, Муслим 4202).

Ибн Хаджар пишет, что все законоведы, за исключением Ибн аль-Мусайяба, были единодушны в дозволенности этого [Фатх аль-Бари 4/428].

Ранее мы уже отметили, что в шариате есть запрет на торговлю товарами, которых нет в наличии, потому что имеется большая вероятность риска не доставить товар клиенту, что может повлечь за собой тяжбу с ним. В достоверном хадисе сообщается, что Хаким ибн Хизам сказал: «О Посланник Аллаха, ко мне приходит человек и просит меня продать то, чего у меня нет. Продать ли мне ему это, чтобы потом пойти на рынок и купить это для него?» Он сказал: «Не продавай того, чего у тебя нет» (ат-Тирмизи 1232, Абу Давуд 3503, ан-Насаи 4613, Ибн Маджа 2187).

Шариатские положения о купле-продаже нацелены на устранение любых неясностей, связанных с характеристиками товара и его ценой (гарар), и разъяснении прав сторон. При торговле тем, чем продавец не владеет или чего нет в наличии, нет определенности ни по поводу товара, ни по поводу прав сторон. Однако это касается конкретных вещей, а не категории товаров, обладающих определенными характеристиками.

Например, если человек продает автомобиль конкретного человека кому-либо без его ведома, то подобное воспрещается, так как человек не владеет им и не знает, согласится ли хозяин автомобиля продать его вообще или за эту цену. Именно на это указывает хадис Хакима ибн Хизама, и поэтому мы отметили, что нельзя принимать предварительный заказ на какое-то конкретное изделие или предмет, если его нет в наличии.

Что же касается предварительного заказа на товар с определенными характеристиками, то в этом нет ничего предосудительного. Так, в случае с автомобилем, если человек обязался доставить автомобиль определенной марки с определенными характеристиками к определенному сроку, то он может получить предоплату за него, так как он обязуется доставить один из идентичных автомобилей, а не какой-то конкретно.

Ибн аль-Каййим пишет: «Тот, кто полагает, что дозволенность предпродажи противоречит суждению по аналогии, думает, что она противоречит словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Не продавай того, чего у тебя нет”. И поскольку при предпродаже продают то, чего нет в наличии, аналогия [с данным хадисом] запрещает её. На самом же деле она не противоречит суждению по аналогии, так как является гарантированной продажей в долг товара с известными характеристиками, который вероятнее всего можно доставить.

Аналогия между предпродажей и продажей отсутствующего товара, о котором человек не знает, сможет ли он заполучить это или нет, и относительно которого продавец и покупатель находятся в неведении, — это одна из самых неправильных аналогий как по форме, так и по содержанию. Аллах наделил разумных людей способностью различать торговлю тем, чем человек не владеет и на что не способен влиять, и гарантированную предпродажу товара, который обычно можно доставить.

Что же касается слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказанных Хакиму ибн Хизаму: “Не продавай то, чего у тебя нет”, то они несут в себе два смысла. Первый касается продажи конкретной вещи, которой нет у человека и которая принадлежит другому. Человек сперва продает её, а потом прилагает усилия, чтобы заполучить её и передать покупателю. Второй смысл касается продажи товара, который человек не в состоянии доставить, даже если сам товар имеется в наличии, что наиболее вероятно [имеется в виду в хадисе], так как человек не обладает товаром ни физически, ни по существу и продает то, о чём не знает, сможет ли он заполучить его или нет» [И‘лям аль-мувакки‘ин 1/301, 302].

Таким образом, запрет продавать товар, не имеющийся в наличии, установлен не из-за отсутствия самого товара на момент совершения сделки, а из-за неопределённости по поводу того, сможет ли человек приобрести и доставить его. Что же касается собственно дропшипа, то этот способ поставок, как мы уже отметили, является разрешенным при соблюдении указанных выше условий. А Аллах знает лучше.