أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ

«Благодари Меня и твоих родителей» (сура 31 «Лукман», аят 14)

Путь к совершенству лежит через выполнение наших обязанностей перед Всевышним Аллахом, перед собой и перед окружающими. По милости Всевышнего мы не одиноки в этом мире, и вера требует от нас делать добро, не ради денег или славы, но ради довольства нашего Господа. Истинно верующий старается приносить благо всем, с кем его сводит судьба. Он поддерживает людей словом и делом, помогает бедным и кормит сирот, обучает добру и молится за страждущих. Даже встречая незнакомых людей, он приветствует их миром, желая им благополучия и избавления от всякого зла. Если же кто-либо делает ему хорошее, он не забывает этого и старается не остаться в долгу. А если не получается, он вспоминает этих людей в добрых молитвах даже по прошествии многих лет. Но есть среди людей те, которые больше других заслуживают нашего доброго отношения и нашей благодарности. Это наши родители.

Мы обязаны родителям не просто своим появлением на свет. Они сделали для нас столько, что мы не способны отблагодарить их сполна. Они заботились о нас ещё до нашего рождения. Когда мы были младенцами, они качали нас на руках и не спали по ночам. Когда мы подросли, они терпеливо и с любовью учили нас писать и читать. Когда мы пошли в школу, они с беспокойством следили за каждым нашим шагом, чтобы оградить нас от малейшей беды. Каждое наше достижение они встречали с радостью, пытаясь не думать о том, что наши новые друзья и интересы постепенно вытесняют их из нашей жизни. Видя, как мы растём и взрослеем, они улыбались приближению собственной старости. А когда мы отвечали им неблагодарностью, они старались не обидеть нас даже взглядом, хотя их сердца обливались кровью от досады и разочарования. Но самое главное — всё хорошее, что они делали для нас, они делали совершенно бескорыстно, сознательно жертвуя ради нас своим благополучием.

Разве не они заслуживают наилучшего отношения и глубочайшего почтения? Кто вообще заслуживает доброго отношения, если не они? Не случайно Всевышний Аллах заповедал делать добро родителям сразу после веления поклоняться только Ему, не придавая Ему сотоварищей. «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей, — говорится в Коране. — Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседу из числа ваших родственников и соседу, что не приходится вам родственником…» (сура 4 «Женщины», аят 36).

А в другом аяте говорится: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и хорошо относиться к родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им “уф”, не кричи на них и говори с ними почтительно. Опусти перед ними крыло смирения из милосердия и говори: “Господи, будь милостив к ним, как они [были милостивы ко мне, когда] растили меня ребёнком”» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 23–24).

Знаешь ли ты, что значит сказать “уф”? Это значит выполнить каприз твоего родителя, тихо выразив своё недовольство или несогласие с ним этим коротким междометием. Это когда ты занят важным делом, обещающим принести большую прибыль, а в это время пожилой отец или мать звонят и просят отвезти их к родственнику, и ты всё бросаешь и спешишь к ним, говоря про себя: «Уф! Неужели они не могли поехать туда в другое время?» Всевышний Аллах запретил нам даже такое “уф”, не говоря уже о большем!

Сегодня редко встретишь такое отношение к родителям. А разве они хотят от нас очень много? Что вообще нужно пожилым или престарелым людям? Немного нашего внимания и тепла. Они хотят увидеть, что мы готовы удовлетворить их капризы, как много лет назад они сами потакали нашим капризам и желаниям. Их сердца хотят порадоваться тому, что мы готовы пожертвовать ради них — нет, не чем-то значительным или важным, — чем-нибудь малым, что не навредит нашим делам и не доставит нам хлопот. Они хотят, чтобы мы уделили им немного времени, из того, что мы тратим на развлечения. Они ждут, что мы поделимся с ними нашими проблемами или спросим у них совета. Ведь для них мы всё равно остаёмся детьми, и они продолжают беспокоиться за нас и молиться за наше благополучие. И как же мы нуждаемся в их мольбах, которые так угодны нашему Всемилостивому Господу! Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три мольбы не отвергаются: мольба родителя [за своего ребёнка], мольба постящегося и мольба путника» [Байхаки 6392, Ахадис мухтара 2057, Сахих аль-джами 3032].

Доброе отношение к родителям — это такое же поклонение, как молитва, пост или закят. Передают, что Абдаллах ибн Масуд рассказывал: «Я спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Вовремя совершённую молитву”. “А потом?” — спросил я. Он сказал: “Потом доброе отношение к родителям”. Я спросил: “А потом?” Он ответил: “Потом джихад на пути Аллаха”» [Бухари 7534, Муслим 85]. То, что отношение к родителям упоминается в этом хадисе сразу после молитвы, не случайно. Ведь молитва — это наша первейшая обязанность перед Аллахом, а почитание родителей — это наша первейшая обязанность перед людьми. И то, и другое вытекает из свидетельства чистой веры ля иляха илля Ллах, и если человек не выполняет какое-либо из требований этого свидетельства, то его вера неполноценна и недостаточна для избавления от Ада.

Разве может человек добросовестно выполнять свои обязанности перед Аллахом, Которого он не видит, если он не выполняет их перед людьми, которым смотрит в глаза?! Поистине, человек не может быть хорошим мусульманином и поклоняться Аллаху должным образом, если не выполняет своего долга перед людьми. Как правильно сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха» [Ахмад 7495, Абу Давуд 4811, Тирмизи 1955]. Из этих слов следует, что Аллах не принимает благодарности от того, кто не благодарен людям, потому что эти два понятия очень близки и взаимосвязаны. А кто заслуживает нашей благодарности больше, чем родители? Тем более что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Довольство Господа — в довольстве родителя, и гнев Господа — в гневе родителя» [Тирмизи 1899, Сахих аль-джами 3506].

В наше время молодёжь мало задумывается об этом. Гораздо реже, чем даже полвека тому назад. Возможно, потому что мир вокруг нас сильно изменился. Изменились порядки, традиции, общественные отношения. Знания и навыки, которые наши родители приобретали с большим трудом, сегодня уже не востребованы. Как и они сами… Освоение современных технологий гораздо легче даётся молодым людям, и перед ними открываются большие возможности. Они быстро добиваются успеха, зарабатывают большие деньги, разъезжают по свету. Они получают всё, кроме мудрости, на которую всё так же уходят долгие годы.

К сожалению, мы понимаем это поздно, иногда слишком поздно, когда своими руками опускаем наших стариков в могилу, а сами становимся безучастными зрителями в жизни наших собственных детей. И тогда мы начинаем сожалеть о том, что вокруг нет тех праведных мусульман, которых послужили бы примером для молодёжи. Нет тех, кто подставлял щеку, чтобы престарелая мать поднялась на высокую кровать. Нет тех, кто по ночам подогревал воду на масляной лампе, чтобы на рассвете отец совершил омовение тёплой водой. Нет тех, кто не решался поесть вместе с матерью, опасаясь, что протянет руку к кусочку, который понравился ей.

Да помилует Аллах Хайву ибн Шурайха, который оставил собрание в мечети, когда мать велела ему покормить кур! И Кахмаса ибн аль-Хасана, который засунул руку в нору скорпиона, опасаясь, что ночью тот ужалит его мать! И Мухаммада ибн Сирина, который в присутствии матери вёл себя так тихо, что посторонним казалось, что он захворал! И Ибн Ауна аль-Музани, который подарил свободу двум рабам, когда нечаянно перекричал свою мать! И да простит Аллах нас за то, что мы не относимся к нашим родителям так же трепетно и смиренно, хоть и не имеем оправдания!

Какое оправдание может быть неуважению к родителям?! Сподвижники нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, считали доведение родителей до слёз одним из самых тяжких грехов. А в одном из хадисов непочтительное отношение к родителям названо сразу после приобщения сотоварищей к Аллаху. Коран велит нам делать им добро даже тогда, когда они ополчились против ислама и требуют от нас приобщить сотоварищей к Аллаху. Даже в такой ситуации мы не имеем права грубить им или обижать их. Попавшему в такое положение следует набраться терпения, выполнять предписания религии и красиво разъяснять родителям, почему он выбрал этот путь. Многие первые мусульмане прошли через подобное испытание. И как же красиво они прошли через него! Они сносили лишения и оскорбления, переступали через гордость, но не позволяли себе дерзить своим старшим. Они рыдали по ночам, моля Аллаха сжалиться над их родителями и наставить их на прямой путь. И Всевышний Аллах принял мольбы многих из них, избавив их родителей от заблуждения и от Адского пламени!

Нам часто приходится слышать, как наши братья и сестры жалуются на непонимание со стороны родителей. В одних случаях родители недовольны тем, что их ребёнок возвращается домой поздно, проводя время в мечети вместо того, чтобы готовиться к занятиям. В других случаях они не одобряют выбор невесты или жениха. Некоторые настаивают на том, чтобы дети занимались каким-то определённым видом спорта или поменяли место работы. Иногда они правы, иногда не совсем. Но они всегда имеют право вмешиваться в жизнь своих детей и заслуживают почтительного отношения с их стороны. Имам аль-Бухари приводит рассказ Абу ад-Дарды о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не придавай сотоварищей Аллаху, если даже тебя будут резать на куски или поджаривать на огне. Не уклоняйся преднамеренно от предписанной молитвы, ибо всякий, кто уклоняется от неё преднамеренно, лишится покровительства Аллаха. Никогда не употребляй опьяняющих напитков, ибо они — ключ ко всякому злу. Повинуйся родителям, и если даже они велят тебе отказаться от твоего мира, то откажись ради них. Не оспаривай решения тех, кто облечён властью, даже когда думаешь, что ты прав. Не покидай поле боя, если даже ты погибнешь или твои товарищи обратятся в бегство. Щедро трать деньги на твою семью, не поднимай своего посоха на них и побуждай их бояться Великого и Могучего Аллаха» [Адаб муфрад 18].

Забывая эти мудрые наказы, мы часто грешим и оступаемся. Мы обижаем тех, кто больше всех на свете заслуживает нашего доброго отношения. Порой мы наивно рассчитываем на их снисходительность и понимание, забывая, что они, несмотря на кажущуюся стойкость, наиболее уязвимы перед нашим невежеством. Мы заставляем их плакать, в то время как их смех и довольство — это наш шанс на прощение. В глубине души мы понимаем свои ошибки и даже пытаемся исправиться. Но всякий раз, когда нам кажется, что мы сделали для них нечто особенное, оказывается, что они ждали большего. И они заслуживают большего, но мы слишком слабы для этого. Мы научились брать от жизни для себя и делиться со своими детьми. Мы делаем это почти инстинктивно, едва прислушиваясь к голосу разума, который велит нам ставить интересы родителей выше своих собственных. Но когда мы попадаем в трудное положение, мы обязательно возвращаемся к ним, и они прощают нас и принимают такими, какие мы есть, находя для нас тысячу и одно оправдание. А спустя годы, потеряв их, мы начинаем подолгу общаться с ними в своих мыслях, восстанавливая отдельные эпизоды из жизни и словно пытаясь сказать им, как нам не хватает их. И так хочется повернуть время вспять и вернуться в прошлое, чтобы попросить прощения или просто посидеть рядом с этими самыми близкими на свете людьми. А получается лишь помолиться за то, чтобы те, кто рядом с ними сейчас, были лучше тех, кого они оставили на этой земле.