وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ

«…и прощают, когда гневаются» (сура 42 «Совет», аят 37)

Так уж устроен наш мир, что от людей часто приходится терпеть обиды и оскорбления. В такие минуты вера человека подвергается серьёзному испытанию. Порой шайтан оставляет нас в покое для того, чтобы застать врасплох, когда мы столкнёмся с чем-то неприятным. И тогда он делает всё возможное, чтобы мы не вспомнили об Аллахе, а почувствовали себя ущемлёнными. Он не перестает наущать, пока разум не уступает место эмоциям и страстям. Смирение сменяется гордыней, прощение — жаждой отмщения. В таком состоянии человек оскорбляет и обижает того, кто вызвал его гнев. Порой он не сдерживает агрессию по отношению к своим близким и самому себе. Гнев разрушает семьи и губит судьбы. Последствия поступков, совершённых в гневе, могут быть непоправимыми, и человек будет сожалеть о них всю оставшуюся жизнь. Я видел несдержанного мужчину, который в третий раз объявил развод жене. Он любил ту женщину и любил своих детей. Боже, как он просил найти для него выход из ситуации! К сожалению, уже ничего нельзя было изменить. Гнев разрушил его семью.

Похожих историй много. Сколько судеб было покалечено в порывах гнева! Сколько душ было погублено! Для того чтобы уберечь нас от подобных перипетий, ислам учит проявлять выдержку и терпение. Абу Хурайра рассказывал, что как-то раз к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошёл мужчина и спросил совета. Он сказал ему: «Не гневайся!» Мужчина повторил свою просьбу несколько раз и каждый раз слышал в ответ: «Не гневайся!» [Бухари 6116]. А когда Абу ад-Дарда попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обучить его поступку, который приведёт его в Рай, тот сказал: «Не гневайся и получишь Рай» [Сахих ат-таргиб 2749, Сахих аль-джами 7374].

Гневливость не только отдаляет от Рая, но и мешает насладиться этой жизнью. Вспыльчивым людям трудно сберечь дружбу и уклониться от бесполезного спора. Многие из них испытывают проблемы со здоровьем. Гнев и раздражительность влияют на вегетативную нервную систему, отражаются на деятельности эндокринной системы. Приступы ярости могут закончиться инфарктом миокарда, инсультом, параличом конечностей, временной слепотой и иными осложнениями. Как и доброта, раздражительность отражается на лице человека. Разве вы не видите след недовольства на лицах тех, кто сделал гневливость частью своего нрава, кто часто сердится и редко прощает?

Если бы разгневанный человек взглянул на себя со стороны, он вряд ли остался бы доволен своим видом. Хмурое лицо, сдвинутые брови, насупленный взгляд, заплетающаяся речь — всем своим поведением он отпугивает людей и отдаляет ангелов. Если кто и рад его виду, то только шайтан! Но даже ему это не приносит пользы. Просто ещё один потомок Адама оправдывает ожидания Иблиса. Не зря он обещал Всевышнему, что будет подбираться к людям со всех сторон и большинство из них будут неблагодарными.

Вспыльчивого человека легко вывести из равновесия и привести в отчаяние. В приступе ярости он произносит слова, разрушающие его добрые дела и ранящие тех, кому он дорог. Порой даже мысль об Аллахе не удерживает его от озлобления и грехов, которые при иных обстоятельствах могут стоить веры. Но даже если гнев не приводит к богохульству и тяжким грехам, сам факт озлобления ради себя характеризует человека не с лучшей стороны. Ведь тот, кто гневается из самолюбия, обольщён собой. И тот, кто гневается из-за потери имущества, обольщён этим миром.

Вдумайтесь в слова Всевышнего: «Той последней обители Мы удостоим тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие» (сура 28 «Рассказ», аят 83). Знаете ли вы, кто превозносится на земле? Кто эти люди, которым заказан путь в Рай? Это худшие среди людей, которые не гневаются ради Аллаха, но гневаются ради себя. Они безразличны к тому, что люди совершают грехи и преступления, но раздражаются, когда что-либо задевает их самолюбие или угрожает их положению в обществе. Понять это крайне важно, ибо гнев не ради Аллаха рождается от гордыни, самолюбования и любви к этому миру — тех качеств, которые мешают обрести царство Божие.

Коран учит прощать и проявлять терпение, запрещает отвечать на оскорбления насилием, велит избегать споров с невеждами. Истинная вера помогает видеть добро и зло такими, какие они есть. Коран обещает прощение и Рай тем, кто сдерживает гнев и прощает людей, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет такого глотка, за который Аллах вознаградит больше, чем за глоток гнева, который раб проглотил ради лика Аллаха» [Ахмад 6114, Ибн Маджа 4189, Сахих ат-таргиб 2752]. Поэтому истинно верующий сдерживает гнев и не держит обиды на того, кто поступил с ним несправедливо. Он не выжидает удобного случая, чтобы отомстить ему, и даже готов ответить ему добром, потому что он жаждет любви Аллаха и Его награды.

Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, учил прощать обидчика даже тогда, когда имеешь возможность поквитаться с ним. Он сказал: «Кто сдерживает гнев, имея возможность выплеснуть его, того Великий и Могучий Аллах призовет в день воскрешения и на глазах у всех творений позволит ему выбрать из чернооких гурий любую, какую он пожелает» [Ахмад 15675, Абу Давуд 4777, Тирмизи 2493, Ибн Маджа 4186]. А в другой версии говорится: «Кто сдерживает гнев, имея возможность выплеснуть его, того сердце Аллах наполнит довольством в день воскрешения» [Сахих ат-таргиб 2623].

Разве ислам завоевал бы сердца людей, если бы Посланник, мир ему и благословение Аллаха, раздражался на людей, не разумеющих истины? Разве не по милости Божией он был добр и снисходителен? Он был снисходителен к тем, кто совершал грехи по неведению. Он прощал тех, кто был несправедлив к нему, и гневался лишь тогда, когда люди упорствовали в тяжких грехах. Но и тогда он не терял самообладание и не впадал в беспамятство, а находил возможность для спасения заблудших душ. Он был наставником и учителем. Он был пастырем, а пастырю полагается заботиться о пастве. И если дал Всевышний человеку знание и вооружил его доводами, то ему полагается окормлять окружающих с любовью и долготерпением. Охраняя их от сомнений, которые они не сумеют преодолеть, и от знаний, которые они не сумеют вместить.

Как и всем остальным людям, Пророку, мир ему и благословение Аллаха, не были чужды эмоции. Гнев тоже был знаком ему. Но это был праведный гнев. Гнев ради Аллаха, не подталкивающий к греху, а удерживающий от него. Однажды он рассердился на имама, который читал большие суры на молитве и тем самым отдалял людей от мечети [Бухари 701, Муслим 465]. В другой раз он разгневался, когда люди в мечети начали спорить между собой по поводу предопределения [Тирмизи 2133]. Он был сильно расстроен, когда люди попросили Усаму ибн Зайда заступиться за женщину из знатного рода, которая совершила кражу. Он сказал Усаме: «Неужели ты просишь отменить приговор, вынесенный Аллахом?» А потом он обратился к людям с пронзительной речью, в которой сказал: «Поистине, ваших предшественников погубило то, что они отпускали знатных мужей, когда те совершали воровство, и наказывали за воровство только слабых. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если бы украла Фатыма, дочь Мухаммада, я отрезал бы ей руку» [Бухари 3475, Муслим 1688].

Зло нельзя искоренить насилием, но только добром и любовью. Верующим дозволено защищаться, когда с ними поступают несправедливо. Шариат предписывает наказывать преступников, чье преступление раскрылось. Так уж устроен человек, что страх перед расплатой удерживает его от греха. Но исцелить душу может только доброта. Истинно говорю вам, что нет такого дела, которому доброта не принесла бы добра, и нет такого дела, которому не навредила бы суровость. Зло и ненависть порождают только зло и ненависть. И гнев, овладевший душой врага нашего, может воспламенить и наши сердца, если мы не будем осмотрительны. Поэтому Пророк наш, мир ему и благословение Аллаха, обучил нас тому, как следует бороться с гневом и сохранять самообладание.

Во-первых, следует прибегнуть к Аллаху за защитой от шайтана и его наваждений. «Ты вполне силён и умён для того, чтобы ответить своему обидчику, — шепчет шайтан, добавляя, — смолчать сегодня — значит проявить слабость и дать злым языкам повод поносить тебя. Неужели ты позволишь этому жалкому псу выйти победителем? Неужели ты не укажешь ему на его место? Ты не сможешь простить себя и смотреть в лицо товарищам, если смолчишь!» Шайтан не перестаёт раздувать проблему и подталкивать людей к ссоре, но его козни слабы. Стоит верующему искренне помянуть Аллаха, как шайтан отступает, а разум вновь воцаряется на троне сердца.

Как-то раз двое мужчин разругались между собой в присутствии Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Один из них был так разгневан, что его лицо покраснело, а шейные вены вздулись. Тогда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю слова, которые избавят его от этого чувства, если он произнесёт их. Если он скажет: “Упаси Аллах от шайтана”, — его гнев пройдёт» [Бухари 3282, Муслим 2610]. Есть также сообщения о том, что омовение тушит огонь гнева, потому что гнев порождается шайтаном, а шайтан создан из огня. И хотя надёжность этих сообщений сомнительна, их смысл вполне правильный и подтверждается на практике.

Во-вторых, нужно смиренно принять волю Аллаха и разобраться с самим собой. Неужели составленное о себе мнение мешает тебе угодить Всевышнему? Неужели не ты был создан из праха и не обратишься в него? Неужели сиюминутная радость победы лучше вечной жизни и вечного блаженства? Многое в этом мире не то, чем кажется. Ты боишься проявить слабость. Но ведь подлинная слабость — в потворстве низменным страстям. Потому и сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Силён не тот, кто силён в борьбе, а тот, кто держит себя в руках, когда гневается» [Бухари 6114, Муслим 2609].

Ты сокрушаешься от того, что обидчик твой не получил ответ. Но ведь за правого непременно постоят Аллах и верующие. Даже ангелы будут помогать ему. Абу Хурайра рассказывал, что как-то раз один мужчина начал оскорблять Абу Бакра в присутствии Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который, наблюдая за ними, улыбнулся. Мужчина не успокаивался, и в конце концов Абу Бакр ответил ему. Тут Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассердился и поднялся, чтобы уйти. Абу Бакр догнал его и спросил: «Посланник Аллаха, когда он ругал меня, ты сидел, а стоило мне ответить ему, как ты рассердился и встал». Он сказал: «Поистине, с тобою был ангел, который отвечал ему за тебя, а когда ты ответил ему, появился шайтан, а я не стану сидеть рядом с шайтаном» [Ахмад 9622, Абу Давуд 4896, Сильсиля сахиха 5/271].

В-третьих, чтобы в порыве гнева не совершить того, о чём потом горько пожалеешь, следует воздержаться от лишних слов и поступков. Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас разгневается, пусть молчит» [Ахмад 2136, Сильсиля сахиха 1375, Сахих аль-джами 693]. В другом хадисе, переданном со слов Абу Зарра, говорится: «Если кто-либо разгневается, пусть сядет, если он стоит, а если гнев не пройдёт, пусть приляжет» [Ахмад 21386, Абу Давуд 4782, Шарх ас-сунна 3584]. Разгневанный человек плохо контролирует свои поступки, и ему будет легче совладать с собой, если он присядет или приляжет.

Сколько обидных слов не было бы высказано, сколько постыдных деяний не было бы совершено, если бы люди прислушались к этим заповедям! Следовать этим простым советам крайне важно, чтобы не погубить свои благодеяния и не пасть в глазах праведных людей. Но ещё важнее понять, через какие двери шайтан проникает в наши сердца и одерживает верх над разумом. Понять для того, чтобы принести покаяние и остаться верным ему, чтобы устоять перед новыми искушениями и удержаться на прямом пути. Но человек слишком слаб, а соблазнов вокруг слишком много. Потому и устоит на прямом пути лишь тот, кому Аллах оказывает милость и поддержку.