Ибн аль-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (3/27-30) и Ибн Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в книге «Шарх аль-‘акида ат-тахавийя» (с. 165-166) пишут, что любовь имеет десять степеней:

Первая — привязанность (‘аляка) сердца к любимому.

Вторая — желание (ирада) любимого и душевное устремление к нему.

Третья — безудержное влечение (сабаба) сердца, с которым человек не способен совладать.

Четвертая — пристрастие (гарам), т. е. любовь, не покидающая сердце.

Пятая — симпатия (мавадда), т. е. чистая и искренняя любовь.

Шестая — влюблённость (шагаф), т. е. любовь, которой проникнуто всё сердце.

Седьмая — страсть (‘ашк), т. е. безмерная любовь, которая может навредить человеку. Этим качеством нельзя характеризовать ни Господа, ни любовь раба к Нему, поскольку эта любовь сопряжена с низменным влечением.

Восьмая — обожание (татайюм) в значении «преклонение».

Девятая — преклонение (та‘аббуд).

Ибн аль-Каййим в «Рауда аль-мухиббин» (с. 52) пишет: «Преклонение — это высшая любовь и высшее смирение. Говорят: “Любовь поработила его”, т. е. сделала его смиренным. И говорят: “Дорога протоптана (му‘аббад) ногами”, т. е. укрощена. Таким же образом любовь укрощает и подавляет человека. Любить таким образом должно только Могучего и Великого Аллаха, и Он не прощает того, кто приобщает к Нему сотоварищей в поклонении, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Любовь как преклонение — самая славная форма любви и исключительная обязанность рабов перед Аллахом».

Десятая — высшая любовь (хулля), т. е. любовь, которая пронизывает (тахалляля) душу и сердце.

Ибн Абу аль-‘Изз пишет: «Есть и другие мнения о порядке расположения степеней любви, но это расположение близко к истине, и его правильность становится ясна при рассмотрении перечисленных значений. Следует знать, что божественные атрибуты любовь (махабба) и высшая любовь (хулля), как и остальные атрибуты Всевышнего, соответствуют Его величию и могуществу. Аллаху присущи желание (ирада), привязанность (вадд), любовь (махабба) и высшая любовь (хулля) сообразно тому, что передано в священных текстах».

Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заслужил высшую любовь Господа. Сообщается, что Джундуб рассказывал: «Я слышал, что за пять дней до своей кончины Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنِّى أَبْرَأُ إِلَى اللَّهِ أَنْ يَكُونَ لِى مِنْكُمْ خَلِيلٌ فَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَدِ اتَّخَذَنِى خَلِيلاً كَمَا اتَّخَذَ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً وَلَوْ كُنْتُ مُتَّخِذًا مِنْ أُمَّتِى خَلِيلاً لاَتَّخَذْتُ أَبَا بَكْرٍ خَلِيلاً أَلاَ وَإِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ كَانُوا يَتَّخِذُونَ قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ وَصَالِحِيهِمْ مَسَاجِدَ أَلاَ فَلاَ تَتَّخِذُوا الْقُبُورَ مَسَاجِدَ إِنِّى أَنْهَاكُمْ عَنْ ذَلِكَ.

“Я невиновен перед Аллахом, ибо я не отдал высшую любовь никому из вас. Поистине, Аллах избрал меня Своим возлюбленным (халиль) так же, как Он избрал возлюбленным Ибрахима. Если бы я отдал высшую любовь кому-либо из моей общины, им стал бы Абу Бакр. Слушайте! Поистине, ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в мечети. Слушайте же! Не превращайте могилы в мечети! Я запрещаю вам это”» (Муслим 532).

Также передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَوْ كُنْتُ مُتَّخِذًا مِنْ أَهْلِ الأَرْضِ خَلِيلاً لاَتَّخَذْتُ ابْنَ أَبِى قُحَافَةَ خَلِيلاً وَلَكِنْ صَاحِبُكُمْ خَلِيلُ اللَّهِ.

«Если бы я отдал высшую любовь кому-либо из обитателей Земли, это был бы Ибн Абу Кухафа [Абу Бакр ас-Сыддик]. Но ваш товарищ — возлюбленный Аллаха» (Муслим 2383).

Из этих хадисов следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заслужил высшую любовь Аллаха.