Хариджиты и мутазилиты не признают того, что заступникам будет позволено ходатайствовать за тех, кто совершал тяжкие грехи. По их мнению, вошедшие в ад уже не выйдут оттуда. Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 249) пишет: «Еретики — хариджиты и мутазилиты — отвергают заступничество, опираясь на свои ошибочные принципы. Руководствуясь логическими суждениями, они признают одни положения правильными, а другие — ошибочными».

Эта идея, противоречащая многочисленным достоверным преданиям, возникла ещё при жизни сподвижников. Муслим передал со слов Йазида ал-Факира: «Я был страстно увлечён воззрениями хариджитов. Однажды в составе многочисленной группы паломников я отправился в хадж. Мы решили объявить войну людям. Проходя через Медину, мы встретили Джабира ибн ‘Абдаллаха, который, сидя у столба, рассказывал людям о посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он упомянул о людях, которые выйдут из геенны, я спросил его: “Сподвижник посланника Аллаха, о чём вы говорите? Ведь Аллах же сказал: «Ты опозоришь того, кого ввергнешь в огонь» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 192);

«Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда» (сура 32 «Земной поклон», аят 20). О чём же вы говорите?” Он спросил: “Ты читаешь Коран?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “Ты слышал о месте Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха?” Он имел в виду место, куда Аллах возведёт его. Я ответил: “Да”. Он сказал: “Это достославное место Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, через которого Аллах выведет оттуда тех, кого пожелает”. Потом он описал, как будет установлен мост и как люди пройдут по нему. Описывая один из эпизодов, он сказал: “Боюсь, я уже не помню этого”. Он сообщил, что будут люди, которые попадут в ад, а потом покинут его. Они выйдут оттуда как стебли кунжута, а потом войдут в одну из райских рек. Искупавшись в ней, они выйдут из неё точно листы. Мы одумались и сказали: “Горе вам! Неужели вы думаете, что этот пожилой человек наговаривал на посланника, мир ему и благословение Аллаха?” Клянусь Аллахом, все мы отказались от прежних идей, за исключением одного человека».

Хариджиты и мутазилиты заняли крайнюю позицию в данном вопросе, полагая, что люди, совершавшие тяжкие грехи, не выйдут из ада и что заступничество не принесёт им пользы. Противоположную крайнюю позицию в этом вопросе заняли мурджииты, полагавшие, что тяжкие грехи не приведут людей в ад. По их мнению, все, кто совершал тяжкие грехи, попадут в рай без всякого наказания. Обе перечисленные крайности противоречат как сунне, дошедшей до нас от посланника, мир ему и благословение Аллаха, через многочисленных передатчиков, так и единому мнению ранних мусульман и великих учёных. По воле Аллаха приверженцы сунны и единой общины придерживаются правильной позиции в данном вопросе, веря в то, что судьба тех, кто совершал тяжкие грехи, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, Он окажет им милость и простит их. Если нет, то Он накажет их за грехи, но потом смилостивится над ними и введёт их в рай: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48);

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (сура 39 «Толпы», аят 53).

Аллах не простит тех, кто приобщал сотоварищей к Нему, но простит все остальные грехи, кому пожелает. Если же человек покаялся в совершённых делах, то он словно никогда не совершал их. Отрицая заступничество, хариджиты ссылаются на аяты, в которых содержится отрицание заступничества, в которое верят те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Они считают, что заступничество перед Ним подобно ходатайству в этом мире, где можно заступиться перед кем-либо без позволения того, к кому обращаются с такой просьбой, даже если он не доволен тем, за кого ходатайствуют. Всего этого не будет перед Всеблагим и Всевышним Аллахом, и в текстах опровергается подобное заступничество: «Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесёт пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться» (сура 2 «Корова», аят 48);

«Заступничество ходатаев не поможет им» (сура 74 «Завернувшийся», аят 48);

«Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» (сура 40 «Прощающий», аят 18).

В священных текстах разъясняется, что заступаться перед Аллахом будут только с Его позволения: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2 «Корова», аят 255);

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21 «Пророки», аят 28);

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесёт никакой пользы, пока Аллах не позволит [заступиться] за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (сура 53 «Звезда», аят 26);

«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (сура 21 «Пророки», аят 28);

«Ничьё заступничество перед Ним не принесёт пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (сура 34 «Саба», аят 23).

Эти тексты опровергают заступничество ангелов, пророков и праведников, которое признают те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Вместе с тем они подтверждают истинность заступничества тех, кем Аллах доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. Аллах никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других. Что же касается тех, кто грешил, но не приобщал сотоварищей к Нему, то за них будут заступаться, но не за тех, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.

Ал-Бухари передал в «Сахихе», что Абу Хурайра спросил: «Посланник Аллаха, кто те счастливейшие из людей, которые будут удостоены твоего заступничества в день воскресения?» Он сказал: «Абу Хурайра, видя твоё рвение к изучению хадисов, я предполагал, что именно ты первым спросишь меня об этом. Счастливейшие из людей, которые будут удостоены моего заступничества в день воскресения, — это те, кто искренне, от всей души, говорил, что нет божества, кроме Аллаха».