Причина этого кроется не в том, что истина не дошла до людей, живших в разные времена и в разных местах, ибо Аллах не наказывает рабов до тех пор, пока до них не дойдёт Его зов: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (сура 17 «Ночной перенос», аят 15). Аллах отправил к каждому народу тех, кто предостерёг их от наказания: «Нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (сура 35 «Зиждитель», аят 24).

Причина многочисленности мучеников ада заключается в том, что большинство людей отказалось уверовать в посланников, и лишь немногие ответили на их зов, но даже среди них было немало тех, чья вера не была искренней и чистой.

Ибн Раджаб в своём трактате «ат-Тахвиф мин ан-нар» (Устрашение огнём), рассматривая причины малочисленности обитателей рая и многочисленности мучеников ада, пишет: «Эти и другие сообщения с похожим смыслом указывают на то, что большинство потомков Адама попадут в ад и что тех, кто следует путём посланников, намного меньше, чем остальных. Все, кто не следовал путём посланников, попадут в ад, за исключением тех, до кого не дошёл призыв посланников, и тех, кто не сумел понять этот призыв, причём по поводу последних между учёными есть разногласия. Многие люди называют себя последователями пророков, но среди них есть такие, которые руководствуются отменённой религией или заменённым писанием. Таковые тоже окажутся в аду, о чём сказал Всевышний: «А сектам, которые не уверовали в него (т. е. Мухаммада или Коран), обещан огонь» (сура 11 «Худ», аят 17).

Много обитателей ада будет из числа тех, кто называет себя уверовавшим в последнее писание, нынешнее законодательство и истинную религию. Это будут лицемеры, которые окажутся на самой нижней ступени ада. Среди уверовавших душой и телом, есть немало таких, которые впали в искушение из-за сомнений, и это — сторонники нововведений и заблуждений. До нас дошли хадисы о том, что эта община разделится на семьдесят с лишним групп: все они попадут в ад, за исключением одной. Среди мусульман есть и немало тех, кто поддался запретным страстям и совершил грехи, за которые обещано попадание в ад, пусть даже на некоторое время. Рай обещан лишь части этой общины, и это — те, кто душой и телом следует путём пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, избегая искушения сомнениями и соблазнами. Таковых очень мало, особенно в последнее время» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 214).

Очевидно, важнейшая из перечисленных причин — потакание страстям, заложенное в глубине человеческой души: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 14). Многие люди удовлетворяют свои желания так, как это угодно им самим, не соблюдая при этом ниспосланные Аллахом заповеди. Здесь играет свою роль и приверженность наследию, которое достаётся людям от их отцов, но порой противоречит шариату Аллаха: «Какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Поистине, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам”. Он сказал: “А если я принёс вам то, что более верно, чем то, на чём вы нашли ваших отцов?” Они сказали: “Мы не веруем в то, с чем вы посланы”» (сура 43 «Украшения», аяты 23-24).

Верность дороге отцов и почитание их убеждений — это болезнь, поразившая многие народы, и хотя она сама по себе не является страстью, её последствия не менее тяжкие, чем последствия заложенного в природу человека потакания страстям.

Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах создал ад, Он велел Джибрилу: “Иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а, вернувшись, сказал: “Клянусь Твоим могуществом, никто из тех, кто услышит про него, не попадёт туда”. Тогда Аллах окружил его соблазнами и сказал: “Иди, посмотри на него”. Он пошёл и посмотрел на него, а, вернувшись, сказал: “Клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь все попадут туда”». В версии ан-Насаи сказано: «Иди, посмотри на него и на то, что уготовано в нём для его обитателей».

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима передал хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Огонь скрыт за соблазнами, а рай — за тяготами». В версии Муслима вместо глагола «скрыт» сказано: «окружён».

Сиддик Хасан-хан в «Йакзе» (С. 220) пишет: «Под соблазнами подразумевается то, чего желают люди, что нравится им, от чего они получают удовольствие». Ал-Куртуби сказал: «Соблазн — это всё, что совпадает с человеческими желаниями, к чему тяготеет душа. И если что-либо окружено чем-то, то достичь его можно только, переступив через это».