Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчёркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство последней жизни. Всё это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в раю.

Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана: «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 198);

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т. е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (сура 20 «Та ха», аят 131);

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 14-15).

Если задуматься над тем, чем же всё-таки блаженство в последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам.

1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”» (сура 4 «Женщины», аят 77).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в последней жизни: «Клянусь Аллахом, в сравнении с последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нём останется?» (Муслим). Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с последней жизнью.

Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдаёт предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами: «О вы, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с последней жизнью ничтожно» (сура 9 «Покаяние», аят 38).

Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого.

2. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место, которое занимает хлыст в раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

В другом хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место величиной с лук кого-либо из вас в раю лучше, чем то, над чем восходит солнце». Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в раю, над тем, что есть на земле, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы женщина, обитающая в раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на её голове лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство.

3. В раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьёт, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьёт его, оно доставляет только удовольствие. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает: «В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (сура 47 «Мухаммад», аят 15).

Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот: «У них там будут очищенные супруги» (сура 2 «Корова», аят 25).

Сердца обитателей рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (сура 52 «Гора», аят 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле: «Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (сура 78 «Весть», аят 35);

«Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром» (сура 19 «Марьям», аят 62);

«Они не услышат там словоблудия» (сура 88 «День покрывающий», аят 11).

Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (сура 56 «Свершившееся», аяты 25-26).

Поэтому, когда обитатели рая минуют ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причинённые обиды и очистились. И только после этого они войдут в рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели рая войдут туда. В нём сказано: «Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером». И правдивы слова Аллаха: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47).

Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али ибн Абу Талиба, что при входе в рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего: «Их Господь напоит их чистым напитком» (сура 76 «Человек», аят 21).

4. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в последней жизни бесконечно и никогда не прекратится: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (сура 16 «Пчёлы», аят 96);

«Это — Наш неиссякаемый удел» (сура 38 «Сад», аят 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35).

Аллах привёл притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах всемогущ. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура 18 «Пещера», аяты 45-46).

В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав её, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Всё это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — всё проходит, и однажды человек расстаётся со своей семьёй и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет своё последнее жилище: «Последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки» (сура 16 «Пчёлы», аяты 30-31).

5. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне: «Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удалён от огня и введён в рай, тот обретёт успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).