بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура, состоящая из девятнадцати аятов, получила своё название по первому аяту, в котором говорится: «Когда небо расколется» (сура 82 «Раскалывание» аят 1).

Главной темой суры, равно как и многих предыдущих, а также многих мекканских сур вообще, является Судный день, а также связанные с ним события и, конечно же, воскрешение, расчёт, воздаяние, участь верующих и неверующих.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку раскалывание неба, о котором идёт речь, — одно из событий, которые ознаменуют собой разрушение нашего мира и начало Судного дня.

Существует связь и между началом и концом данной суры. Сура начинается с описания некоторых событий, имеющих непосредственное отношение к Судному дню, и завершается также повествованием о Судном дне — Дне воздаяния.

Кроме того, начало этой суры тесно связано с концом предыдущей суры «Скручивание». Та сура завершается упоминанием о том, что ничто из происходящего не выходит за пределы воли Всевышнего, и это свидетельство Его совершенства и, несомненно, всемогущества, абсолютного знания и мудрости. И уже одно это предполагает, что Он с Его справедливостью и знанием, непременно явит на смену этому несовершенному и недолговечному миру другой — совершенно иной, дабы верующие обрели вечное блаженство, а неверующие понесли заслуженное наказание. Всевышний Аллах может всё, и Он не нарушает Своих обещаний, и Он явит Судный день, как и обещал, — день расчёта и воздаяния, с упоминания о котором как раз и начинается данная сура.

У этой и предыдущей суры очень много общего. Главной темой обеих сур является Судный день с его неотвратимостью. В обеих сурах упоминаются связанные с этим великим и страшным днём события. В обеих сурах упоминаются знамения Всевышнего — созданные Им чудесные творения, само существование которых служит доказательством безграничности Его могущества, а значит, и способности явить Судный день, воскресить людей и подвергнуть их расчёту за то, что они делали на протяжении своей земной жизни. Также в обеих сурах упоминается о воздаянии, ожидающем две категории людей. Это верующие, которых ожидает вечное наслаждение в Раю, и неверующие, которым уготован Адский огонь.

В этой суре затрагиваются четыре основных темы: подтверждение истинности и неизбежности воскрешения и связанных с ним страшных событий; адресованное человеку предостережение от чрезмерной привязанности к миру этому и его бренным украшениям; отрицание человеком Судного дня; величие и ужас Судного дня — Дня воздаяния.

Подтверждение истинности воскрешения
(1) إِذَا السَّمَاء انفَطَرَتْ

Когда небо расколется,

(2) وَإِذَا الْكَوَاكِبُ انتَثَرَتْ

когда светила осыплются,

(3) وَإِذَا الْبِحَارُ فُجِّرَتْ

когда моря сольются,

(4) وَإِذَا الْقُبُورُ بُعْثِرَتْ

когда могилы разверзнутся,

(5) عَلِمَتْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ وَأَخَّرَتْ

тогда каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя.

Эта часть суры тесно связана с главной темой суры — Судным днём, поскольку представляет собой описание событий, которые как раз и произойдут в этот день.

Цель у этой суры такая же, как и у предыдущей суры «Скручивание» — привлечь внимание к Судному дню и связанным с ним событиям, указать на ничтожность короткой земной жизни, показать ужас Судного дня и подчеркнуть необходимость веры и совершения благих дел, которые помогут человеку оказаться в числе преуспевших в этот день.

Небеса расколются, дабы оттуда снизошли ангелы, небесные светила опадут, то есть их не станет. Моря объединятся в один большой океан. Могилы разверзнутся, чтобы их обитатели могли выйти из них и предстать перед Господом миров для расчёта.

Эти события произойдут перед самым расчётом. И когда эти масштабные изменения затронут и фактически уничтожат привычный для нас мир, всякая душа узнает о том, какие деяния приготовила она для себя в земной жизни и какая участь ожидает её теперь, в этом совершенно новом, вечном мире.

Эти описания призваны послужить напоминанием и предостережением для людей и побудить их использовать драгоценные минуты земного существования — пока ещё можно образумиться и что-то изменить, что-то исправить, что-то сделать для собственного спасения и преуспеяния в день, когда не помогут человеку ни богатство, ни сыновья, и преуспеет лишь тот, кто явится с непорочным сердцем. Эти аяты — как сигнал тревоги, помогающий человеку очнуться и избавиться от охватившей его беспечности.

Предостережение от чрезмерной привязанности к миру этому
(6) يَا أَيُّهَا الإِنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ

О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Щедрого Господа,

(7) الَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّاكَ فَعَدَلَكَ

Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным, соразмеренным?

(8) فِي أَيِّ صُورَةٍ مَّا شَاء رَكَّبَكَ

Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.

Эта часть суры связана с главной темой суры — Судным днём, являя собой упрёк, адресованный человеку. Ведь Всевышний Аллах не просто сотворил человека — Он ещё и обеспечил это Своё творение абсолютно всем, что необходимо ему для жизни. Он обустроил землю таким образом, чтобы человеку было удобно и комфортно жить на ней.

Всевышний Аллах дал человеку воздух, которым он дышит, воду, которую он пьёт, пищу, которой он питается, место для жизни, которое служит для него обителью. Господь подчинил человеку множество Своих творений и поставил их на службу ему.

Более того, Всевышний Господь придал человеку самый лучший, самый подходящий для него, самый совершенный облик. И ежедневно Он одаривает человека тысячами Своих милостей и благ.

И, наконец, Господь не создал человека просто так, не оставил его скитаться во мраке неизвестности, без миссии, без понимания того, для чего он был создан, откуда пришёл он и куда уйдёт. Всевышний Аллах направил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ниспослал Коран и указал человеку путь добра и зла, путь преуспеяния и убытка, путь счастья и злосчастья, путь к Раю и к Аду.

Так что же с человеком? Почему он ведёт себя столь скверным образом? Что обольстило его? Что обмануло его и отвратило от следования прямым путём? Что приукрасило в его глазах ослушание, грехи, неверие, неблагодарность и неповиновение Господу миров — Господу, Который почтил человек, придал ему прекрасный облик и одарил многочисленными милостями?

После всего, чем одарил его Всевышний, человек отказывается уверовать, интересуется лишь мирскими благами и упорно отрицает Судный день, воскрешение, расчёт и воздаяние! Разве подобает вести себя подобным образом тому, кто купается в благах, кто наищедрейшим образом облагодетельствован Создателем?

Отрицание человеком Судного дня
(9) كَلاَّ بَلْ تُكَذِّبُونَ بِالدِّينِ

Но нет! Вы считаете ложью воздаяние.

(10) وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ

Поистине, над вами есть хранители —

(11) كِرَامًا كَاتِبِينَ

благородные писцы,

(12) يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ

которые знают о том, что вы совершаете.

(13) إِنَّ الأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ

Поистине, благочестивые непременно пребудут в блаженстве.

(14) وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ

И, поистине, нечестивцы пребудут в Аду,

(15) يَصْلَوْنَهَا يَوْمَ الدِّينِ

куда они войдут в День воздаяния.

(16) وَمَا هُمْ عَنْهَا بِغَائِبِينَ

Они не смогут спастись оттуда.

Эта часть сура связана с её главной темой — Судным днём, поскольку содержит упоминание о нём и об участи, которая ожидает верующих и неверующих с наступлением этого дня. В то же время эта часть суры связана с предыдущей, так как повествует о том, как ведут себя многие представители рода человеческого и какую скверную дорогу в жизни избирают они для себя несмотря на то, что Всевышний Аллах одарил их Своими милостями и указал им путь к спасению, о чём упоминается в предыдущей части суры.

Эти несколько аятов — обращение к тем людям, которые несмотря на все Божьи милости и неопровержимые доказательства истинности Судного дня, ставят под сомнение могущество и совершенство Всевышнего и отказываются уверовать в Судный день и воскрешение. Они не веруют в день, наступление которого неизбежно.

В этот день явятся ангелы, которые записали все людские деяния, как благие, так и скверные, и в этот день каждый человек узнает об ожидающей его участи и отправится либо в Рай, эту прекрасную вечную обитель, либо в Ад, сквернейшую и ужаснейшую из обителей.

В этот день человек явится со своими деяниями и предстанет пред Господом своим для расчёта. А затем благочестивые, которые веровали в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), займут свои места в Раю, а нечестивцы, которые не веровали в Аллаха и обвиняли во лжи Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), будут брошены в Адское пламя и останутся там навсегда. Таким будет их воздаяние за то, что они отрицали Судный день — день, в который человек окажется неспособным помочь ни самому себе, ни кому-то иному, и всё будет во власти Всевышнего Аллаха.

Величие и ужас Дня воздаяния
(17) وَمَا أَدْرَاكَ مَا يَوْمُ الدِّينِ

Откуда тебе знать, что такое День воздаяния?

(18) ثُمَّ مَا أَدْرَاكَ مَا يَوْمُ الدِّينِ

Да, откуда тебе знать, что такое День воздаяния?

(19) يَوْمَ لا تَمْلِكُ نَفْسٌ لِّنَفْسٍ شَيْئًا وَالأَمْرُ يَوْمَئِذٍ لِلَّهِ

В тот день ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху.

Эта часть суры продолжает тему Судного дня. В её аятах подчёркивается важность и величие этого дня. Они дают нам почувствовать, хотя бы частично, сколь ужасным он будет. Этот день будет таким, что человек со своим ограниченным и несовершенным умом, как бы он ни старался, не способен представить себе его.

Судный день непостижим для нашего разума. И нередко люди пребывают в беспечности и небрежно относятся к подготовке к нему как раз потому, что не способны представить себе его во всей полноте, не способны увидеть мысленным взором все эти страшные изменения, которые постигнут наш мир в результате наступления Судного дня и уничтожат его.

В этот день люди не смогут ничем помочь друг другу, и даже заступничество, на которое они будут надеяться, будет осуществляться не иначе как с позволения Господа. Он разрешит заступаться лишь тем, кем Он доволен, и лишь за тех, кем Он доволен. Другие же не смогут ничего поделать, и им останется лишь принять ожидающее их справедливое воздаяние. В этот день всё будет решать Всевышний Аллах.