بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта мекканская сура, состоящая из шести аятов, названа так потому, что в ней содержится обращение, которое Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) должен был адресовать неверующим.

Главной темой суры является утверждение единобожия и отречение от неверия, придавания Аллаху сотоварищей и заблуждения, а также от деяний многобожников и искреннее совершение деяний ради одного лишь Всемогущего и Великого Аллаха.

Сура призвана провести разделительную черту между верой и неверием, разграничить единобожие и придавание Аллаху сотоварищей, а также отделить следование прямым путём от заблуждения. Она была ниспослана после того, как многобожники предприняли попытку договориться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав, что в возникшем между ними и Божьим посланником противостоянии на почве религии и его призыва к единобожию они готовы пойти на уступки. При этом они наивно решили, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) согласится на их условия.

Они предложили ему вариант, который, как им казалось, должен устроить всех и послужить компромиссом: год он поклоняется их божествам, год они поклоняются его Богу. Но, разумеется, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ни за что не согласился бы на это. Ведь он был заключительным посланником Господа миров, последним пророком, миссией которого было донести до человечества Его послание. Он был проповедником единобожия, призыв к которому и претворение которого в жизнь составлял смысл его существования.

Скажи, о Посланник, тем, которые не веруют в Аллаха и Его Посланника: о неуверовавшие в Аллаха! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, то есть идолам и лжебогам. И вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я, то есть Единому Богу, Господу миров, единственному достойному поклонения. И я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, то есть идолам и лжебогам. И вы не станете поклоняться в будущем тому, чему поклоняюсь я, — этот аят был ниспослан о конкретных людях из числа многобожников, о которых Аллаху было известно, что они никогда не уверуют. Вам — ваша религия, в приверженности которой вы упорствуете, а мне — моя религия, и иной я не желаю.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку в ней упоминаются неверующие и содержится обращение к ним.

Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Если начинается она категорическим отказом от того, чего хотели добиться от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) многобожники, и настойчивым повторением этого отказа, от которого веет строгостью и бескомпромиссностью, то конец этой суры пропитан спокойствием и достоинством.

То есть суть этого обращения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к многобожникам должна была состоять в следующем: я самым суровым образом предостерегал вас от заблуждения, неверия и придавания Всевышнему Аллаху сотоварищей, а также от скверных и страшных последствий упомянутых деяний, и в этом моём предостережении не было небрежности и упущений, но если вы решительно настроены не внимать моему воззванию и оставаться глухими ко всем моим искренним предостережениям, то оставьте меня в покое. Оставайтесь при своей религии, я же, вне всяких сомнений, останусь при своей, и иначе и быть не может.

Также достаточно легко проследить связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Каусар». Та сура завершается адресованным Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призывом поклоняться одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и благодарить Его за многочисленные милости, а эта сура начинается с утверждения единобожия и отречения от придавания Аллаху сотоварищей (ширк). Всевышний Аллах велит ему известить многобожников о том, что его поклонение отличается и всегда будет отличаться от их поклонения. Он никогда не станет поклоняться идолам и вообще кому-то или чему-то из того, что разные люди придают Аллаху в сотоварищи.

Эти две суры имеют много общего. Так, в обеих сурах содержится обращение Всевышнего Аллаха к Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и в этих обращениях Господь миров поддерживает, утешает и направляет Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Также в обеих сурах утверждается единобожие и необходимость поклоняться одному лишь Аллаху, не придавая Ему, Всевышнему, никаких сотоварищей. К тому же, в обеих сурах упоминаются неверующие, которые были враждебно настроены по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), старались обидеть его и навредить ему, а также чинили препятствия его призыву и всячески противились распространению религии Всевышнего Аллаха.

В той суре Всевышний Аллах как будто говорит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): Я одарил тебя великими милостями и многочисленными благами, так поклоняйся же Мне одному, благодари Меня и не обращай внимания на гнусные речи завистников, недоброжелателей и врагов из числа многобожников, ибо Я поддерживаю и защищаю тебя и не оставляю тебя Своей милостью и помощью. А в данной суре Всевышний Аллах как будто говорит Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): скажи многобожникам, что ты никогда и ни за что не станешь поклоняться их божествам и никогда не согласишься поклоняться никому, кроме одного лишь Аллаха, и ничего не бойся и веди свой призыв, исполняй возложенную на тебя миссию, Я же по-прежнему буду помогать тебе, защищать тебя и одаривать тебя Своими милостями.

Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, посвящённых следующим темам: категоричный ответ многобожникам, содержащий утверждение единобожия и отречение от неверия и ширка; и важный вывод из сказанного ранее.

Категоричный ответ многобожникам
(1) قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ

Скажи: «О неверующие!

(2) لا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ

Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,

(3) وَلا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ

а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я.

(4) وَلا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ

Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы,

(5) وَلا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ

а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я.

Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры — утверждением единобожия и отречением от неверия и придавания Аллаху сотоварищей. В этих аятах Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) сказать многобожникам, которые дерзнули заявить ему, что готовы какое-то время поклоняться его Богу, если он согласится в ответ поклоняться их богам: этого никогда не будет.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) должен был сказать им: я никогда не поклонялся лжебогам, которым вы поклоняетесь. И я не поклоняюсь вашим идолам и истуканам сейчас. И я никогда и ни за что не стану делать это в будущем. Что бы ни случилось, я останусь верен религии единобожия и буду поклоняться только моему Господу до последнего вздоха. И это никогда не изменится. Это навсегда и никогда не будет по-другому, хотите вы того или нет. Я не могу и не стану придавать Аллаху сотоварищей, какими бы ни были обстоятельства. Я — Его Пророк и Посланник, и миссия моя состоит в призыве к единобожию. Проповедовать поклонение одному лишь Аллаху и отказ от придавания Ему каких-либо сотоварищей, то есть отказ от поклонения кому-то или чему-то помимо Него, — это как раз то, ради чего Господь послал меня к людям. И я никогда не ослушаюсь Его веления и не совершу самый тяжкий из грехов пред Ним — поклонение кому-то или чему-то наряду с Ним, Единственным Создателем и Господом миров.

Эти люди слепо следовали примеру своих отцов и дедов. Они не ценили Аллаха должным образом и придавали Ему товарищей, не задумываясь о тяжести своего преступления. А иначе они не стали бы предлагать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поклоняться их идолам и надеяться на то, что он согласится на их предложение. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) должен был дать им однозначный и исчерпывающий ответ, не допускающий никаких толкований и лишающий многобожников всякой надежды на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо согласится пойти им навстречу в этом. О нет, подобные уступки с его стороны исключены!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал им понять, что различия между их и его поклонением огромны и что их убеждения и его убеждения взаимоисключающие и компромисс между единобожием и многобожием невозможен.

Важный вывод из сказанного ранее
(6) لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ

Вам — ваша религия, а мне — моя религия!»

Эта часть суры также тесно связана с главной темой, поскольку тоже представляет собой озвученное Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) утверждение единобожия и отречения. Эта часть также неразрывно связана с предыдущей частью, поскольку является по сути выводом из неё и своеобразным заключением этого обращения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к многобожникам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) должен был сказать многобожникам: я донёс до вас послание Господа миров, я призвал вас к единобожию, я разъяснил вам страшные последствия неверия и придавания Аллаху сотоварищей. Я предостерёг вас от Его кары. И если вы не желаете прислушиваться к моему искреннему совету и принимать мои слова и вступать на путь к спасению и Раю — что ж, оставайтесь в своём заблуждении и исповедуйте свою ложную религию. Я же всегда буду исповедовать свою и никогда не отступлю от неё. И я не желаю для себя иной религии.

Мы с вами следуем разными путями, и моя обязанность заключается лишь в том, чтобы донести до людей послание Господа миров и разъяснить им истину. И я не в ответе за результат моего призыва, и с меня не спросится за тех, кто отказался пускать веру в своё сердце и покоряться Единственному Богу. И мне ничем не повредит ваше неверие и ваше нежелание принимать ислам и внимать моему призыву.

Поклонения достоин только Он, Создатель, Господь и Властелин всего сущего, и я сообщил вам об этом, и довод против вас получен. И вы вольны самостоятельно сделать ваш выбор и взять на себя ответственность за него.

Сказав это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только ответил многобожникам на их предложение, но и подал пример стойкости и преданности своей религии другим верующим, показав, что это убеждения и ценности, которыми нельзя поступаться.