اللَّهُمَّ أعِنّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ

«Аллахумма, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе» [Абу Дауд, 1522; Насаи, 1303; Сахих аль-адаб аль-муфрад, 534].

Это замечательное и достаточно известное дуа пришло к нам из Пречистой Сунны. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался с ним к Всевышнему Создателю и учил этому своих сподвижников. Что же до истории этой мольбы, то она приводится в нескольких хадисах, один из которых звучит следующим образом.

Благородный сподвижник Муаз ибн Джабаль рассказывал, что как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял его за руку и сказал: «О Муаз!» Муаз сказал: «Вот я перед тобой». Он сказал: «Поистине, я люблю тебя». Муаз сказал: «И я, клянусь Аллахом, люблю тебя!» Он сказал: «Хочешь, я научу тебя словам, которые следует произносить в конце каждой молитвы?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Говори: "Аллахумма, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе"».

Эта мольба — совсем короткая, и состоит всего из трёх просьб. Вот только важность этих просьб и актуальность их для каждого из нас невозможно поставить под сомнение. Ведь самая прекрасная на свете и самая полезная мольба — это испрашивание у Аллаха помощи в угодном Ему, в том, что помогает верующему снискать Его довольство и заслужить награду от Него и, конечно же, войти в Его Рай.

Вот почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наказал Муазу не оставлять это дуа, а обращаться с ним к Всевышнему по завершении каждой молитвы.

«Аллахумма, помоги мне поминать Тебя». Сюда относятся все виды поминания, и также чтение Корана и занятие религиозными науками.

В коранических аятах содержится веление много поминать Аллаха, поскольку раб Аллаха так нуждается в Нём и не может обойтись без Него ни мгновенья. И каждое мгновенье, в которое раб Аллаха не поминает Всевышнего — против него, а не за него.

Поминание Аллаха стоит на первом месте неслучайно, ведь это достойнейшее из деяний. Муаз также передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из дел ваших, самом чистом и увеличивающем награду вашу у вашего Владыки и больше всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра…» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пояснил, что это дело — поминание Аллаха [Тирмизи; Ибн Маджа].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поминающий Господа своего и не поминающий Господа своего подобны живому и мёртвому» [Бухари; Муслим].

А в другом хадисе наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал: «Пусть язык твой неустанно поминает Всевышнего Аллаха» [Тирмизи; Ибн Маджа].

Поминание устраняет грехи, ибо оно относится к величайшим благим деяниям, а благие деяния устраняют скверные. Если раб Аллаха поминает Всевышнего Аллаха в благополучные дни, то Аллах не оставит его в трудные дни. Поминание спасает человека от горького сожаления в Судный день. Поминание приносит с собой осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда. Поминание внушает верующему благоговейный страх пред Господом и осознание Его величия… Достоинства и благие следствия поминания Аллаха можно перечислять ещё очень долго.

«благодарить Тебя». Благодарность упомянута после поминания, потому что если человек не поминает Аллаха и не помнит о Нём, то и благодарным он не бывает. Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул и о поминании, и о благодарности подобно тому, как Всевышний Аллах объединил их в Своих словах: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил об этом Господа в разных своих мольбах, примером чего может служить мольба: «О Аллах, сделай меня благодарным Тебе, поминающим Тебя…» [Абу Дауд; Тирмизи; Ибн Маджа].

Поминание и благодарность — залог счастья и преуспеяния.

«и должным образом поклоняться Тебе». Сказано так потому, что именно правильное поклонение приносит рабу Аллаха пользу, тогда как неправильное — неискреннее и не соответствующее Сунне — не принимается Всевышним.

Пусть же Всевышний Аллах поможет всем нам чаще поминать Его, благодарить Его за Его бесчисленные милости и поклоняться Ему должным образом!