Если средневековые улемы объясняли неповторимость Корана прежде всего особенностями его стиля, то в последнее время участились исследования содержательных аспектов и‘джāза. Хотя идея неподражаемости значений Корана появилась ещё во времена Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

В самом Коране совершенство его содержания объясняется отсутствием каких-либо противоречий, несмотря на то, что его текст складывался на протяжении нескольких лет и содержит повторяющиеся по смыслу отрывки (сура 4 «Женщины», аят 82).

Богословы также обращали внимание на чудесность рассказов о древних народах, описаний незримого мира, конца света и последней жизни, а также предсказаний, которые исполнились ещё при жизни Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Начиная с конца ХIХ в. открытия в области геологии, эмбриологии и других наук стали подтверждать естественнонаучные факты, упомянутые в Священном Коране. С этим было связано возникновение теории о научном и‘джāзе Корана. А в середине прошлого столетия развитие общественно-политической мысли в мусульманском мире породило теорию о неподражаемости коранического законодательства.

Таким образом, сегодня исследователи выделяют три основных содержательных аспекта и‘джāза: сокрытое знание, научные знамения и совершенное законодательство.

Под сокрытым знанием подразумеваются правдивые сведения, которые непостижимы посредством чувственного опыта и которые человек может приобрести только путём божественного откровения. В Коране приводятся рассказы о Божьих пророках и древних народах, которые не были известны аравитянам, а некоторые из описанных им подробностей не сохранились и в коллективной памяти других народов. Чудесность этих историй подчёркивается и в самом Коране: «Вот повествования о сокровенном, которые Мы внушаем тебе. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде» (сура 11 «Худ», аят 49).

В нём также приводятся сведения о будущем, формирующие мусульманскую эсхатологию. Исследователи выделяют в ней два аспекта: индивидуальный, касающийся судьбы человека после смерти, и всеобщий, связанный с концом света и наступлением последней жизни.

Наконец, в нём приводятся описания незримого мира ангелов и джиннов, существующего параллельно человеческому измерению.

По словам египетского богослова Мухаммада аш-Ши‘рави, Коран снимает с окружающего мира три покрывала: прошлого, будущего и настоящего. К последнему он относит и аяты, связанные с психологией человека, раскрывающие тайны души и поведения. Например, Коран указывает на то, что склонность к напыщенным речам и неуступчивость в спорах являются признаками лицемерия (сура 2 «Корова», аяты 204-205).

В подтверждение правдивости коранических известий о сокровенном мусульманские авторы обычно ссылаются на предсказания, которые сбылись при жизни Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и после его смерти.

В тафсирах упоминаются обстоятельства ниспослания первых аятов из суры «Римляне». В них сообщается о поражении византийцев от персов, которое произошло в 614 г. В том году армии персидского царя Хосрова (590 — 628) удалось захватить Палестину, разрушив множество храмов и церквей. Поражение «людей писания» и переход священного города Иерусалима в руки персов-зороастрийцев огорчил мусульман, но Коран предвозвестил победу византийцев и радость верующих «через несколько лет» (сура 30 «Римляне», аят 4). Использованное здесь слово بضع означает ‘несколько’ (от трёх до девяти). Предсказание сбылось в 622 г., когда император Ираклий (610 — 642) одержал первые победы над персами на их территории.

Что же придало Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, уверенность в скорой победе византийцев?

Историки не находят рационального объяснения проницательности Мухаммада, ведь первые двенадцать лет царствования Ираклия не предвещали ничего, кроме полного распада империи. Мусульмане же объясняют это и ему подобные предсказания божественным происхождением Корана.

Согласно традиции, в Коране также были предсказаны поражение и бегство курайшитов-язычников (сура 54 «Луна», аят 45), освобождение оазиса Хайбар (сура 48 «Победа», аят 18), разногласия и сражения между мусульманами (сура 6 «Скот», аят 65), обнаружение неистлевшего трупа фараона, преследовавшего израильтян (сура 10 «Йунус», аят 92) и т. д.

Интерес к научным знамениям Корана возник сравнительно недавно, когда учёные получили научные подтверждения многих фактов, упомянутых в откровении. Хорошо известно, что в Коране описаны возникновение и строение Вселенной, появление жизни из воды и эмбриональное развитие человека, некоторые особенности строения гор и океанов, защитная функция атмосферы и подвижность земной коры. В нём также есть указания на шарообразность Земли и внеземное происхождение железа, на относительность времени и парность всего сущего, на особенности рецепторного аппарата кожи и физиологии головного мозга.

Однако следует помнить, что Коран не является научным трактатом и не содержит специальных терминов, а научные факты в нём описаны как знамения, свидетельствующие о могуществе Аллаха и правдивости Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Вот как объясняется смысл этого в самом Коране: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это истина» (сура 41 «Разъяснены», аят 53).

Примечательно и то, что фрагменты, содержащие научные знаки, одновременно и ясны, и многозначны. Это позволяет людям разных поколений и разного уровня образованности понимать их по-своему.

Совершенно очевидно, что средневековые улемы не могли полностью постичь смысл научных указаний, но с развитием естественных наук их значения стали понятны, что послужило толчком для дальнейшего развития тафсира. Например, в прошлом слова «И всё сущее Мы сотворили парами» (сура 51 «Рассеивающие», аят 49) понимались как указание на существование в природе множества противоположностей: день и ночь, небо и земля, огонь и вода, жизнь и смерть, мужчина и женщина и т. п. С открытием квантовой механики и появлением представлений о дихотомии «вещество-антивещество» данный аят приобрёл более глубокий смысл.

Развитие социологии, политологии, психологии и других гуманитарных дисциплин в мусульманском мире побудило улемов к обоснованию неподражаемости коранического законодательства.

В целом представления о совершенстве шариата Аллаха восходят к раннеисламской эпохе и опираются на коранические тезисы (например, сура 5 «Трапеза», аят 50). Однако полноценные теории относительно связи шариата с и‘джāзом стали появляться лишь в середине прошлого века.

Так, аз-Зуркани объясняет неподражаемость коранического устава тем, что он удовлетворяет всем здоровым потребностям личности и общества, обеспечивая гармонию духовного и материального. В частности, Коран уделяет внимание и вопросам идеологии, и религиозной практике, и нравственному воспитанию, и оздоровлению общественных отношений, и обеспечению международного порядка, и защите прав индивидов и в первую очередь уязвимых групп, и экологической ответственности. Благодаря этому система общественных, экономических и государственных отношений, построенная на исламских принципах, отличается большей стабильностью, чем любая другая.

Юсуф аль-‘Алим в своей книге аль-Макācид аль-‘āмма ли-ш-шари‘а аль-ислāмийя (Общие цели исламского шариата) выделяет пять главенствующих принципов шариата: защита духовного, физического и психического здоровья, продолжение рода и защита частной собственности. Каждый из этих принципов опирается на ряд основополагающих норм шариата, таких как укрепление института семьи в обществе, поддержание института шyрa в государственном управлении, обеспечения принципа справедливости в судопроизводстве, гарантирование свободы вероисповедания и т. п.

Из всего сказанного можно заключить, что изучение неповторимости Корана в той или иной степени затрагивает большинство коранических наук, от особенностей восприятия откровения до методики тафсира. Различные аспекты и‘джāза проявляются в особенностях ниспослания и собирания Корана, в его чтениях и эвфоническом строе, в его значениях и истолкованиях.

Посему не удивительно, что аз-Зуркани называет Священный Коран «книгой верного руководства и брошенного вызова». Это короткое определение вполне справедливо, ведь истинность коранического руководства объясняется и постигается только через чудесность его формы и содержания.