Во второй половине ХIХ в., на фоне растущего отставания исламского мира в экономическом и военном отношении, мусульманские просветители использовали различные средства для сближения ислама с современной наукой. Они призывали к реформе образовательной системы и заимствованию достижений западной культуры, особенно в области науки и современных технологий. В их призывах часто звучали коранические аяты и хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в которых подчёркивается роль знаний в духовном становлении личности.

Для обоснования важности изучения и развития естественных наук некоторые мыслители ссылались на священные тексты, содержащие указания на природные явления и иного рода научные факты. Они утверждали, что размышление над законами, по которым существует Вселенная и развиваются общества, помогает лучше познать Аллаха, поскольку все эти законы связаны с Его атрибутами и деяниями. Их труды положили начало научному тафсиру — новому направлению в мусульманской экзегетике, целью которого является извлечение из аятов Корана научных знаний и философских идей.

Естественнонаучным фактам, имеющим отношение к аятам Корана, посвящён труд Кашф аль-асрāр ан-нyрāнийя аль-кур’āнийя фи-мā йата‘аллаку би-ль-аджрāм ас-самāвийя ва-ль-ардийя ва-ль-xайавāнāт ва-н-набāтāт ва-ль-джавāхир аль-ма‘данийя (Раскрытие светлых коранических тайн, связанных с небесными и земными телами, животными, растениями и полезными ископаемыми) египетского врача и естествоиспытателя Мухаммада ибн Ахмада аль-Искандарани (ум. 1889). Эта книга была издана в трёх томах в Каире в 1880 г., а спустя три года в Стамбуле вышло в свет ещё одно сочинение автора на эту тему под названием Тибьян аль-асрāр ар-раббāнийя фи-н-набāт ва-ль-ма‘āдин ва-ль-xавācc аль-xайавāнийя (Разъяснение божественных тайн в растениях, минералах и особенностях животных).

scientists800x484

Большое внимание научным знакам в Коране уделял сирийский просветитель ‘Абд ар-Рахман аль-Кавакиби (ум. 1902). В своей книге Табāи‘ аль-истибдāд ва маcāри‘ аль-исти‘бāд (Природа деспотизма и гибельность порабощения) он рассматривает соответствие между Кораном и научными открытиями как доказательство истинности ислама. Он отмечает, что в Коране сообщается о сотворении Вселенной из смеси газа и пыли и что даже минералы содержат кристаллизованную воду (сура 21 «Пророки», аят 30), что небесные тела находятся в постоянном движении (сура 21 «Пророки», аят 33), что Луна откололась от Земли (сура 54 «Луна», аят 1), что Земля состоит из семи геологических слоёв (сура 65 «Развод», аят 12), что горы обеспечивают стабильность земной коры (сура 31 «Лукман», аят 10), что цветки растений бывают мужские и женские (сура 13 «Гром», аят 3), что ветры играют важную роль в опылении растений (сура 15 «Хиджр», аят 22) и т. д.

Пожалуй, самым последовательным сторонником научного комментария к Корану был египетский богослов Тантави Джаухари (ум. 1940). Его многотомный труд под названием аль-Джавāхир фи тафсир аль-Кур’āн аль-карим (Драгоценные камни в толковании Священного Корана) включает в себя не только разъяснение общего смысла аятов и вытекающих из них религиозно-правовых и этических положений, но и любопытные сведения о строении Земли и небесных тел, о животном и растительном мире, о психологии и физиологии человека и т. п.

Описывая научные открытия, автор цитирует известных учёных и иллюстрирует свои комментарии рисунками. Он стремится как можно нагляднее показать, что Коран опередил развитие научной мысли и содержит указания на многие тайны Вселенной и человека. Для разъяснения религиозных истин он часто ссылается на известные философские сочинения, такие как «Республика» Платона и Расā’иль ихвāн аc-cафā’ (Послания братьев чистоты). Некоторые его выводы основаны на нумерологическом анализе, несмотря на то, что в мусульманской традиции нумерология порицается как разновидность гадания.

В целом комментарии Тантави Джаухари содержат огромный набор научных фактов и философских суждений, которые порой имеют весьма отдалённое отношение к смыслам Корана. Некоторые критики даже замечают, что в его тафсире есть всё, кроме собственно тафсира. Но ведь в своё время такую же оценку получил комментарий Фахр ад-Дина ар-Рази!

Проблеме взаимосвязи между Кораном и современной наукой также посвящены труды египетских учёных ‘Абдаллаха Фикри Паши, Мухаммада Тауфика Сидки, Заглюля ан-Наджжара, йеменского богослова ‘Абд аль-Маджида аз-Зиндани, турецкого публициста Аднана Октара (творческий псевдоним — Харун Яхья), французского врача Мориса Бюкая и др.

Однако неправильно полагать, что попытки связать коранические смыслы с научными знаниями не предпринимались в период расцвета исламской мысли. Например, многочисленные комментарии, связанные с естественными и общественными науками, математикой и философией, мы находим в тафсире Фахр ад-Дина ар-Рази.

Выдающийся шафиитский богослов Абу Хамид аль-Газали (ум. 1111) в сочинении Иxйā’ ‘улюм ад-дин (Возрождение религиозных наук) пишет, что в Коране содержатся указания на любые учения и теории, относительно которых люди расходятся во мнениях. По его словам, любые знания имеют отношение к атрибутам и деяниям Аллаха, а Коран ниспослан именно для разъяснения Его сущности и атрибутов. В трактате Джавāхир аль-Кур’āн (Драгоценности Корана) он снова возвращается к этой проблеме и исследует её более подробно.

Спустя четыре века теория о возможности научного тафсира была развита Джаляль ад-Дином ас-Суюти. В трактате аль-Иклиль фи-стинбāт ат-танзиль (Венец исследований о ниспосланном) он приводит многочисленные аргументы в пользу того, что Коран содержит указания на всевозможные науки, значительно опережая научные достижения человечества.

Вместе с тем отношение к научному тафсиру в богословской среде неоднозначное. Многие улемы считают неприемлемым извлечение научных фактов из сакрального текста, потому что разъяснение такого рода знаний не имеет отношения к целям коранического послания.

Против истолкования Корана в свете новых научных знаний выступал андалусский законовед Абу Исхак аш-Шатиби (ум. 1388). В трактате аль-Мувāфакāт фи уcyл аш-шари‘а (Соответствия об основах шариата) он пишет, что значения Корана не выходят за рамки того, что было понятно или могло быть понятно современникам Мухаммада. По его словам, арабы интересовались науками и перенимали новые знания от других народов, а Коран вынес окончательное суждение относительно этих наук. Коран разъяснил полезность одних наук и расширил познания арабов в этих областях, указал на пагубность или ложность таких наук, как магия и астрология, но не вышел за рамки того, что было понятно арабам.

Аш-Шатиби соглашается с тем, что коранические аяты содержат указания на научные истины, относящиеся к астрономии, метеорологии, медицине, риторике и истории, т. е. к наукам, которые были известны арабам. Вместе с тем он не допускает мысли о том, что Коран может быть истолкован для обоснования философских учений, которые не были известны арабам до ислама.

Взгляды аш-Шатиби были развиты мусульманскими реформаторами, для которых тафсир является исключительно средством донесения до мусульман основного предназначения ислама. Призывая очищать толкование Корана от любых суждений и теорий, не имеющих отношения к целям шариата, они не одобряют действия тех комментаторов, которые посвящают целые главы обсуждению небесных тел, животных или растений. Так, по словам Мухаммада Рашида Риды, Солнце и звёзды, растения и животные упоминаются в Коране для того, чтобы люди, наблюдая за ними, задумывались над могуществом и совершенством Создателя, а пространные рассуждения о строении или физиологии этих творений мешают достижению данной цели.

Против истолкования коранических аятов в свете современных научных открытий также выступают Махмуд Шальтут (ум. 1963), Амин аль-Хули (ум. 1966), Саййид Кутб (ум. 1966). Последний в своём тафсире Фи зиляль аль-Кур’āн (В сени Корана) пишет, что любые попытки найти в Коране указания на достижения современной науки, или опровергнуть Коран, опираясь на научное знание, являются результатом непонимания природы и предназначения священной книги. По мнению Кутба, астрономические, химические или медицинские факты — это частности, разъяснение которых не входит в миссию пророков и посланников. Их учения охватывают более важные проблемы бытия и взаимоотношений между Создателем, человеком и окружающим миром. Предмет Корана, пишет он, это собственно человек, его представления и верования, ощущения и мировоззрения, поведение и поступки, связи и взаимоотношения. Что же касается материального мира и связанных с ним наук, то они постигаются посредством эмпирического опыта и логических построений. Способность к постижению этого мира заложена в природу человека и составляет основу его наместничества на Земле.

На наш взгляд, наиболее взвешенную позицию в данном вопросе занимает Мухаммад Мустафа аль-Мараги. Вслед за имамом аш-Шатиби он признаёт, что Коран указывает на определённые научные знания. Вместе с тем он отвергает вымученные суждения тех, кто пытается найти в священной книге указания на любые современные открытия и важнейшие исторические события. «Мы не должны подгонять аят к научным знаниям, чтобы комментировать их, и не должны подгонять научные знания к аятам, — пишет аль-Мараги. — Но если очевидный смысл аята совпадает с доказанной научной истиной, то мы ссылаемся на неё при толковании».

Таким образом, в последние десятилетия научный комментарий к Корану зарекомендовал себя как вполне самостоятельное направление в тафсире. Одни богословы прибегают к нему для разъяснения важности изучения светских дисциплин. Другие рассматривают научные знаки в Коране как проявление его неподражаемости.

Ниспосланный четырнадцать веков назад, Коран повествует о возникновении и расширении Вселенной, о строении и функциях гор, об особенностях эмбрионального развития человека, о защитной функции атмосферы и многих других научных фактах, которые были малопонятны или вовсе не известны современникам Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Они мало что говорили арабам, которые едва были знакомы с достижениям других цивилизаций и ценили в Коране прежде всего совершенство формы и слога. Однако для современного человека, оценивающего истину эмпирическими критериями, они являются серьёзным поводом задуматься над природой откровения, полученного Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.