Чтение Корана является сунной, а читать его регулярно — дело богоугодное и поощряемое. Согласно преданию, за каждую прочитанную букву в Коране обещана награда как за десять добрых поступков и в день воскресения Коран будет заступаться за тех, кто читал его. Считается, что слово Аллаха наполняет сердце светом истинной веры, помогает обрести душевное равновесие и уверенность, благотворно влияет на поведение и нравственный облик человека. Оно приносит в сердце верующего мир и гармонию, которые через него передаются остальным людям.

В одном из хадисов говорится: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом».

В сводах хадисов приводятся десятки преданий о высокой награде, обещанной за чтение Корана или отдельных сур. Среди них есть надёжные хадисы, имеющие непрерывный иснāд и переданные заслуживающими доверия улемами. К таковым относятся, например, сообщения о том, что Аллах отвечает на все мольбы, содержащиеся в суре «Открывающей» и в последних двух аятах суры «Корова»; о том, что знание наизусть первых десяти аятов из суры «Пещера» оберегает от искушения Антихриста; о том, что сура «Власть» будет заступаться за читавшего её, пока Аллах не простит его; о том, что сура «Очищение веры» равняется трети Корана, и т. д.

Однако среди хадисов на эту тему есть и слабые предания, не отвечающие требованиям хадисоведов. Например, считаются вымышленными рассказы о том, что за прочтение каждого аята суры «Скот» семьдесят тысяч ангелов день и ночь вымаливают прощение для верующего, или о том, что прочитавшему суру «Юнус» записывается по десять добрых поступков за каждого, кто уверовал или не уверовал в Пророка Юнуса, и за каждого, кто утонул вместе с Фараоном во времена Пророка Мусы. Многие вымышленные хадисы о достоинствах сур собраны в тафсирах аз-Замахшари, аль-Байдави (ум. 1286) и Абу ас-Су‘уда (ум. 1574).

Таким образом, мусульманская традиция представляет чтение Корана как особый вид поклонения, позволяющий обрести благочестие на земле и награду на небесах. Считается, что каждый день мусульманин должен читать хотя бы небольшой отрывок из Корана. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, говорится: «Тот, кто прочёл ночью десять аятов, не будет записан в числе беспечных». Среди видных богословов были такие, кто перечитывал Коран от начала до конца за два месяца, и такие, кто перечитывал его за один месяц. Из дошедших до нас преданий известно, что большинство первых мусульман имели обыкновение завершать чтение Корана каждые семь ночей. В наше время лишь немногие мусульмане следуют этой сунне.

Тем не менее для удобства чтецов в современных муcxафах текст писания условно разделён на тридцать джузов, каждый из которых состоит из двух xизбов. Согласно рекомендациям богословов, каждый должен выбирать для себя такой темп чтения, который позволяет ему соблюдать правила таджвида и вдумываться в значение аятов, а ежедневная норма чтения зависит от индивидуальной занятости. Поскольку чтение Корана считается сунной, т. е. желательным предписанием, оно не должно отвлекать верующего от выполнения его обязательств перед семьёй, на работе и т. д.

Следует знать, что мусульмане читают священную книгу с особым благоговением и почтением, соблюдая правила этикета, сформулированные мусульманскими имамами. Богословы придают большое значение чистоте того места, где читается Коран, чистоте одежды, в которой читается Коран, а также ритуальной чистоте самого чтеца. В священном писании сказано: «Прикасаются к нему только очищенные» (сура 56 «Событие», аят 79).

Аш-Шафи‘и и Малик (ум. 795) разрешали прикасаться к муcxафу только в состоянии ритуального очищения. Большинство шафиитов разрешали лицу, не имеющему омовения, при необходимости брать муcxаф в руки, обернув его материей. По мнению Абу Ханифы, прикасаться к переплёту Корана и к уголкам страниц разрешается и без омовения, а касаться записанного текста можно только в состоянии ритуального очищения.

Как и перед ритуальной молитвой, перед чтением Корана желательно почистить зубы, чтобы устранить возможный неприятный запах изо рта. Таким образом, прикасаться к муcxафу без омовения не следует, хотя чтение Корана наизусть в таком состоянии не возбраняется.

Что касается чтения Корана при половом осквернении (джанāба), то большинство законоведов четырёх мазхабов запрещают поступать так. Имам аш-Шафи‘и запрещал читать в таком состоянии даже часть аята, если читающий имеет намерение произнести слово Аллаха. Малик не одобрял чтение Корана при половом осквернении за исключением некоторых случаев, например, если требуется процитировать аят для обоснования какой-либо религиозной заповеди. Согласно ханафитскому мазхабу, читать Коран или хотя бы часть аята при половом осквернении запрещается, кроме как в двух случаях: если человек взывает с мольбой, которая содержит выражения из Корана, и если он произносит басмалу перед каким-либо важным начинанием.

Женщинам во время месячных кровотечений, согласно большинству законоведов, также запрещается читать Коран или хотя бы часть его. При этом шафииты вообще воспрещали произнесение Корана во время месячных, независимо от того, с каким намерением это делается. Вместе с тем они разрешали смотреть в муcxаф и двигать губами, не произнося при этом ни звука. Ханафиты в свою очередь разрешали произносить фразы из Корана с намерением восхвалить Аллаха, а преподавательницам Корана в таком состоянии разрешали произносить слова отдельно, останавливаясь после каждого слова. В отличие от них, маликиты разрешали читать Коран во время месячных, а некоторые ханбалиты разрешали поступать так лишь в том случае, если женщина опасается позабыть выученное наизусть. Между законоведами нет разногласий относительно запрещённости прикосновения к муcxафу во время месячных, и только маликиты делают исключение для тех, кто изучает Коран или обучает ему.

Приступая к чтению Корана, желательно повернуться лицом в сторону киблы и собраться с мыслями, потому что размышление над смыслами откровения — высшее назначение данного обряда. Перед началом рецитации желательно произнести мольбу, известную как исти‘āза: أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيْمِ ‘прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана’. Этот обычай основывается на кораническом аяте: «И когда ты читаешь Коран, ищи у Аллаха защиты от шайтана изгнанного, побиваемого» (сура 16 «Пчёлы», аят 98).

В начале каждой суры, кроме суры «Покаяние», также следует произносить басмалу. Если рецитация начинается с середины суры, то чтец может по своему усмотрению произнести басмалу или опустить её, но в тех случаях, когда этого требует смысл аятов, первый вариант предпочтительней.

После прочтения аятов, отмеченных значком «саджда», следует совершить земной поклон, смысл которого в возвеличивании Аллаха и противодействии шайтану. Согласно маликитскому мазхабу, поступать так следует в одиннадцати местах; законоведы трёх остальных мазхабов выделяют четырнадцать мест совершения земных поклонов. В ханафитском богословии земные поклоны при чтении Корана считаются обязательными (вāджиб), в шафиитском и ханбалитском — крайне желательными (сунна му’аккада).

В некоторых традициях чтения после прочтения последних сур Корана (начиная с суры «Утро» и заканчивая сурой «Люди») следует произносить такбир, т. е. слова اللهُ أَكْبَرُ ‘Аллах превелик’. Некоторые чтецы произносят такбир в начале названных сур и не произносят его после суры «Люди». Как и мольба о защите от шайтана, такбир не считается частью коранического откровения и не отображается на письме. Произнесение такбира является отличительной особенностью мекканских традиций чтения, в частности кирā’āта Ибн Касира. Она также сохраняется в кирā’āтах Абу ‘Амра (в передаче ас-Суси), Абу Джа‘фара (в передаче аз-Зубайра ибн Мухаммада аль-‘Умари) и некоторых других.

Мы уже отмечали, что при чтении Корана обязательно соблюдение правил таджвида. При этом желательно от начала до конца следовать одному достоверному кирā’āту и одному стилю рецитации. Похвально, если изменения в интонации чтеца выражают суть коранических речений и подчёркивают разделение текста на смысловые блоки. Мастера таджвида часто пользуются этим приёмом, пробуждая в сердцах то надежду на милость Аллаха, то страх перед справедливым возмездием.

От читающего Коран также требуется украшать чтение красивым голосом. Однако неправильно превращать рецитацию сакрального текста в церковное пение, вокальное искусство или причитание. Некоторые считают, что чтению Корана должно соответствовать особое эмоциональное состояние, навевающее грусть и раздумья. По мнению других улемов, нет ничего плохого, если чтение Корана берёт за душу и даже вызывает слёзы, потому что в писании говорится: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами из-за истины, которую они узнают» (сура 5 «Трапеза», аят 83). Но если чтец нарочито использует жалобные нотки, чтобы привлечь внимание присутствующих, то такое поведение неприемлемо.

Богословы высказывают разные мнения относительно того, что предпочтительнее — читать Коран по муcxафу или наизусть. Одни считают, что при чтении лучше смотреть в книгу, потому что даже взгляд на сакральный текст с намерением приблизиться к Аллаху засчитывается как добрый поступок. В этом случае читающий получает двойную награду — и за чтение, и за созерцание текста писания. Другие утверждают, что читать наизусть, не глядя в Коран, правильнее, потому что так легче вдумываться в содержание аятов. Третьи полагают, что в выборе того или иного способа чтения необходимо руководствоваться обстоятельствами и знаниями чтеца. Если чтец прекрасно знает и понимает текст Корана, то для него предпочтительней чтение наизусть. Если чтец сомневается относительно его способности прочесть Коран без ошибок, то ему следует взять в руки книгу.

Считается, что читать Коран следует вслух, когда это возможно и допустимо, особенно если это делается в учебных целях. Но если чтец боится показного чтения или не хочет мешать присутствующим, то лучше читать Коран про себя. Следует помнить, что мусульманская традиция наказывает внимательно прислушиваться к читающему Коран и не перебивать его чтение разговорами: «Когда читается Коран, слушайте его и храните молчание» (сура 7 «Ограды», аят 204). Поэтому мусульманин не должен стеснять окружающих и громко читать Коран в обществе людей, если те собрались не ради этого занятия.