Для того чтобы вникнуть в смысл некоторых аятов, недостаточно изучить лексические и контекстуальные значения их слов. Многие коранические заповеди были ниспосланы после определённых событий в жизни мусульман и разъясняют правила поведения и нормы общественных отношений. Поэтому содержание аятов может быть раскрыто только после всестороннего изучения обстоятельств, в которых они были ниспосланы.

По мнению аль-Вахиди, «невозможно толковать аят, не узнав связанной с ним истории и не выяснив всё о его ниспослании». Египетский богослов Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 1286) дополняет эту мысль: «Выяснение обстоятельств ниспослания — это надёжный путь к тому, чтобы понять смыслы Корана». Ас-Суюти отмечает, что знание асбāб ан-нузyль помогает постичь мудрость установления той или иной заповеди. Например, прочтение Корана в свете причин его ниспослания позволяет понять, что защита жизни, собственности и достоинства человека является одной из главных целей шариата.

В тафсирах сообщается, что в годы противостояния с язычниками вооружённая группа мусульман встретила неизвестного человека, мирно пасшего своих овец. Он поприветствовал мусульман, но один из них убил его и забрал себе его стадо. Аллах осудил такой поступок, ниспослав аят: «О вы, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты неверующий”, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни» (сура 4 «Женщины», аят 94). Не имея полного представления об условиях, в которых происходило сложение Корана, трудно понять цели шариата и определить приоритетные задачи, стоящие перед мусульманами в различных исторических условиях.

Предания об асбāб ан-нузyль проливают свет на смысл многих аятов, которые могут быть неправильно истолкованы. Например, опираясь на очевидный смысл аята «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 115), можно ошибочно предположить, что поворачиваться в сторону киблы во время молитв необязательно. Такое суждение противоречит богослужебным предписаниям и единому мнению улемов. Поэтому для понимания данного аята необходимо обратиться к причине его ниспослания.

В тафсирах сообщается, что он был ниспослан о группе мусульман, которые не смогли определить направление киблы и совершили молитву в разные стороны. Также известно, что во время поездок Пророк Мухаммад совершал дополнительные молитвы, сидя верхом на верблюдице, а его лицо было обращено в направлении движения. Из этого становится ясно, что в данном аяте содержится позволение не поворачиваться лицом в сторону киблы, если путники совершают дополнительные молитвы, находясь в транспорте, или если они не в состоянии установить её направление.

Многие мусульмане делают неправильные выводы из аятов Корана и допускают ошибки в вопросах богослужения и вероучения именно потому, что не знают причин ниспослания. Богословы предостерегают от соблазна сделать вывод на основе поверхностного знакомства с текстом, потому что сделанные таким способом выводы могут противоречить основным принципам ислама. С подобными трудностями сталкивались даже сподвижники и тāби, хотя они прекрасно владели арабским языком и разбирались в тонкостях шариата. Например, известный тāби ‘Урва ибн аз-Зубайр высказал предположение, что пробежка между холмами Сафа и Марва во время хаджа необязательна, потому что в Коране сказано: «Кто совершает хадж к Дому или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдёт между ними» (сура 2 «Корова», аят 158).

Оборот فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ ‘тот не совершит греха’ и схожие с ним выражения неоднократно встречаются в Коране, указывая на дозволенность (ибāxа) того или иного поступка. Законоведы не используют данный оборот для обоснования обязательности предписания, что и натолкнуло ‘Урву на ошибочное предположение. Позднее, узнав причину ниспослания аята, он отказался от своего суждения. Дело в том, что до распространения ислама жители Медины, совершая паломничество, не совершали пробежку между Сафой и Марвой, а вместо этого отправлялись в местечко Мушаллал, где приносили жертвы идолу Манат. После обращения в ислам некоторые ансары продолжали выражать сомнение относительно необходимости пробежки между этими двумя холмами, и тогда был ниспослан вышеупомянутый аят.

Большое значение имеют причины ниспослания аятов, в которых разъясняются бытовые предписания, гигиенические нормы и пищевые запреты, например: «Скажи: “В том, что внушено мне, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи — это сама скверна, — а также [животных], греховным образом заколотых не ради Аллаха”» (сура 6 «Скот», аят 145). На первый взгляд может показаться, что мусульманам запрещено употреблять в пищу только мертвечину, кровь, вытекающую из животного при его заклании, свинину и мясо животных, принесённых в жертву не ради Аллаха. Но из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад также запретил есть мясо ослов, хищных зверей, хищных птиц и некоторых других животных.

Почему же из очевидного смысла аята следует, что все остальные продукты питания дозволены? Комментаторы Корана высказывают разные мнения на этот счёт. Одни считают, что аят из суры «Скот» был ниспослан до того, как были запрещены другие продукты; следовательно, его смысл не противоречит более поздним запретам. Другие полагают, что это откровение охватывает все запрещённые продукты: одни из них названы поимённо, а другие подразумеваются в словах «мертвечина» и «скверна».

Имам аш-Шафи‘и объясняет смысл данного аята в свете причин его ниспослания. По его мнению, данный фрагмент был ниспослан для изобличения заблуждения язычников, объявивших запретным мясо некоторых видов домашнего скота. Коран упразднил эти языческие установления и запретил лишь свинину и мясо животных, принесённых в жертву языческим богам. Сунна расширила толкование пищевых запретов, а знание причины ниспослания аята позволяет устранить кажущееся несоответствие между кораническим предписанием и между положениями, вытекающими из хадисов.

Как видим, предания об асбāб ан-нузyль имеют большое значение для понимания Корана. Они уточняют коранические заповеди, объясняют очерёдность ниспослания отдельных фрагментов и помогают установить соответствия между сурами и аятами. Не случайно многие авторы, перечисляя коранические науки, помещали науку о причинах ниспослания на первое место. И с этим можно согласиться, так как без глубокого знания обстоятельств ниспослания Корана невозможно изучить законы шариата в историческом и современном ракурсе.