Исследуя причины ниспослания аятов, комментаторы Корана не могут опираться на умозаключения и заниматься иджтихāдом, потому что единственным источником знания об асбāб ан-нузyль являются высказывания сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Они были свидетелями низведения откровений, и до нас дошло много хадисов на эту тему, рассказанных ‘Али ибн Абу Талибом, Ибн ‘Аббасом и другими сподвижниками. Сообщается, что Ибн Мас‘уд говорил: «В писании Аллаха нет аята, о месте и причине ниспослания которого я бы не знал. Если бы я узнал, что где-то есть знающий писание Аллаха лучше меня и что до того места можно добраться верхом, я бы тотчас отправился к нему». Но следует знать, что не каждое предание об асбāб ан-нузyль является достоверным.

Комментаторы предъявляли к хадисам о причинах ниспослания Корана два основных требования.

Первое — он должен отвечать всем условиям надёжности, которые были выдвинуты хадисоведами. Достоверными (cаxиx) считаются хадисы, отвечающие следующим пяти требованиям:

а) иснāд хадиса должен быть непрерывным, то есть каждый из передатчиков должен был услышать хадис непосредственно от предыдущего рассказчика;

б) передатчики хадиса должны заслуживать доверие, то есть каждый из них должен быть разумным совершеннолетним мусульманином, не уличённым в совершении дурных поступков и в распространении новшеств религиозного характера;

в) передатчики должны отличаться высокой точностью, то есть каждый из них должен был обладать хорошей памятью или аккуратно вести записи;

г) хадис не должен иметь дефектов (‘илля), то есть причин, позволяющих усомниться в его достоверности при внешней безупречности иснāда;

д) хадис не должен противоречить более надёжным сообщениям. Это значит, что в расчёт не принимаются предания, рассказанные ненадёжными передатчиками или имеющие недостатки, которые нельзя выправить за счёт похожих сообщений. Если предание противоречит более надёжным хадисам, то оно также не заслуживает доверия.

В некоторых хадисах причины ниспослания Корана разъясняются тāби. Среди этого поколения мусульман было много выдающихся комментаторов, правоведов и передатчиков хадисов. В достоверных преданиях, имеющих непрерывный иснāд, наряду с именем тāби называется имя сподвижника, от которого тот услышал слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или историю о ниспослании аята. Но в некоторых случаях тāби опускали имена сподвижников, и такие предания называются отосланными (мурсаль). Это одна из категорий слабых хадисов.

Тем не менее, отосланные сообщения принимаются к сведению, если они отвечают следующим двум условиям:

а) если одно отосланное сообщение подтверждается другим отосланным сообщением;

б) если оно передано тāби, который известен многочисленными рассказами от имени сподвижников, например: Муджахидом, Са‘идом ибн Джубайром или ‘Икримой.

Второе — хадис должен содержать недвусмысленное указание на то, что описанное в нём событие связано с ниспосланием конкретного аята. Обычно на это указывают слова сподвижника, например: سَبَبُ نُزُولِ هذِهِ الآيَةِ ‘причиной ниспослания этого аята является’, فَأَنْزَلَ اللهُ هذِهِ الآيَةَ ‘после этого Аллах ниспослал аят’, نَزَلَتْ هذِهِ الآيَةُ فِي ‘этот аят был ниспослан по поводу’ и т. п. Если в хадисе нет ясного указания на взаимосвязь события с низведением откровения, то его принято рассматривать не как причину ниспослания, а как обычное толкование.

Наличие приведённых выше оборотов является основанием для установления причины ниспослания. Однако внимательное изучение религиозных текстов показывает, что иногда сподвижники использовали такие обороты не для указания на причину ниспослания, а для разъяснения самого аята.

Например, ат-Табари приводит слова ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, что аят «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других» (сура 17 «Ночной перенос», аят 57) был ниспослан по поводу арабов-язычников, которые продолжали поклоняться джиннам, не подозревая о том, что те приняли ислам. В этом предании раскрывается смысл аята, однако мы не можем категорично утверждать, что именно обращение тех джиннов в ислам стало поводом его ниспослания.

Другой пример — в тафсирах приводится рассказ ‘Али ибн Абу Талиба о том, что аят «О вы, которые уверовали! Делайте пожертвования из того благого, что вы приобрели, и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили бы глаза» (сура 2 «Корова», аят 267) был ниспослан по поводу людей, которые, собрав урожай, откладывали хорошие финики в сторону, а испорченные плоды раздавали в качестве обязательной милостыни. В этих словах раскрывается смысл данного аята, но у нас нет основания утверждать, что именно тот поступок мусульман стал причиной его ниспослания.

Как видим, в некоторых случаях разница между причиной ниспослания и между толкованием аята едва заметна. Поэтому судить о причине ниспослания можно лишь после тщательного изучения текста аята и всего комплекса связанных с ним преданий.

В тафсирах нередко упоминаются разные причины ниспослания одного и того же аята, и комментаторы предлагают несколько вариантов разрешения таких ситуаций.

1. Если передатчик одного из сообщений ясно указал на причину ниспослания, а передатчик другого высказал лишь своё предположение, то опираться следует на то, которое содержит ясное указание.

2. Если в обоих сообщениях ясно говорится о причине ниспослания, но одно из них достоверно, а другое нет, то принимается во внимание первое. Например, в «Cаxиxах» аль-Бухари и Муслима сообщается, что причиной ниспослания суры «Утро» была история о болезни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время которой ниспослание откровений была приостановлено. В эти дни к нему пришла женщина и сказала: «О Мухаммад, я надеюсь, что твой шайтан уже покинул тебя. Я вижу, он не приближался к тебе в последние два-три дня», — после чего и была ниспослана данная сура. Есть и другое сообщение о том, что откровения прекратились из-за того, что под кроватью Пророка сдох щенок, но последний хадис является слабым и не принимается к сведению.

3. Если оба сообщения достоверны, но одному из них можно отдать предпочтение (тарджиx) перед другим, то опираться следует на наиболее сильное из них. Отдать предпочтение одному из двух хадисов можно, если в одном случае передатчик был очевидцем рассказанной им истории, а в другом слышал её от других сподвижников; если один из хадисов приводится в «Cаxиxе» аль-Бухари, а другой — в каком-либо другом сборнике; если на передатчиков одного из хадисов ссылались аль-Бухари и Муслим, а рассказы передатчиков другого хадиса не вошли в их сборники. Последнее условие объясняется тем, что имамы аль-Бухари и Муслим предъявляли к хадисам и их передатчикам самые жёсткие требования.

4. Если оба сообщения достоверны и ни одному из них нельзя отдать предпочтение, то комментаторы пытаются совместить их. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда описанные в хадисах события были близки друг к другу по времени. Например, в «Cаxиxе» аль-Бухари приводятся два разных сообщения о том, что аяты о ли‘āне (сура 24 «Свет», аяты 6-10) были ниспосланы по поводу то ли ‘Уваймира аль-‘Аджляни, то ли Хиляля ибн Умайи. Существует мнение, что истории обоих сподвижников были близки по времени и стали поводом для ниспослания соответствующего предписания.

Попытки совместить причины ниспослания иногда вызывают сомнения и дискуссии, однако возникающие в таких случаях разногласия, как правило, не влияют на истолкование самих аятов.

5. В тех случаях, когда различные сообщения о причинах ниспослания одного и того же фрагмента нельзя совместить, комментаторы говорят о неоднократном ниспослании аята или суры. Например, некоторые комментаторы указывают на то, что сура «Открывающая» была ниспослана дважды: в первый раз — в Мекке, а потом — в Медине. Нередко суждения о неоднократном ниспослании аятов бывают спорными — либо по причине ненадёжности одного из преданий, либо из-за допустимости предпочтения одного из них другому.

По мнению некоторых комментаторов, неоднократно могли быть ниспосланы аяты, допускающие два или более xарфа. Аль-Бухари и Муслим передали рассказ ‘Умара ибн аль-Хаттаба о том, что Хишам ибн Хаким прочёл суру «Различение» не тем способом, которому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обучил ‘Умара. Когда они пришли к Пророку, ‘Умар сказал: «Я слышал, как этот человек читал суру “Различение” не так, как ты научил меня!» Выслушав чтение их обоих, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так она и была ниспослана! Воистину, этот Коран ниспослан в семи xарфах. Читайте же его так, как вам будет легче».

Аз-Заркаши объясняет ниспослание аятов или сур более одного раза необходимостью подчеркнуть важность заключённых в них смыслов или указать на них, когда в этом была необходимость. Аз-Зуркани пишет, что так Аллах обращал внимание мусульман на содержащиеся в этих аятах полезные заповеди и наставления. Законоведам знание разных обстоятельств ниспослания одного и того же аята необходимо для понимания особенностей применения коранических предписаний на практике.

При изучении причин ниспослания также следует различать между обстоятельствами, ставшими поводом для ниспослания откровения, и между ситуациями, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, рецитировал аят по какому-либо поводу. В хадисах описаны истории, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал коранические аяты в ответ на чьи-либо слова и поступки. Например, сообщается, что в день освобождения Мекки он разбивал идолы палкой и повторял: «Скажи: “Явилась истина, и сгинула ложь. Поистине, ложь обречена на погибель”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 81). Однако эта история не относится к асбāб ан-нузyль.